Леонид Радзиховский. Автомодель
Дата: Saturday, April 21 @ 00:00:00 MSD
Тема: Russia


"Пешеходов надо любить. ...Надо заметить, что автомобиль тоже был изобретен пешеходами. Но автомобилисты об этом как-то сразу забыли. Кротких и умных пешеходов стали давить. ...В нашей обширной стране обыкновенный автомобиль, предназначенный, по мысли пешеходов, для мирной перевозки людей и грузов, принял грозные очертания братоубийственного снаряда".

На то они и классики - добавить-то почти что нечего. Кроме цифр (и опять их цитата: "Статистика знает все"). Да, знаете - в год в РФ погибают в ДТП 30 000 человек, еще около 50 000 получают серьезные травмы.

Война.

То, что - наконец-то! - Дума решила заняться этим делом, так сказать "объявить войну войне", казалось бы, нельзя не приветствовать. Приняты в первом чтении изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Резко (иногда почти в 10 раз) увеличены штрафы за нарушения Правил дорожного движения.

При этом согласно опросам ВЦИОМ половина жителей РФ поддерживают ужесточение наказаний за нарушение правил, 25 процентов - не поддерживают. Больше того. Гораздо интереснее, что среди владельцев машин это ужесточение поддерживают 46 процентов, а выступают против 38 процентов. То есть даже потенциальные "субъекты штрафов" скорее "за", чем "против", - понимают всю меру опасности ЛИЧНО ДЛЯ СЕБЯ, предпочитают больше платить, но меньше рисковать! Что 52 процента пешеходов поддерживают новый закон и лишь 17 процентов им недовольны - это как раз результат более банальный.

Однако вполне естественно, что есть политики, которые выражают интересы противников нового закона.

Аргумент у них, в сущности, один: сперва наведите порядок в ГИБДД, пусть они научатся хоть что-то делать, кроме как взятки брать, тогда и увеличивайте штрафы. А так сегодня это просто получается закон об увеличении нормы лихоимства гаишниками.

Весь этот спор имеет два аспекта: сугубо практический, прикладной, и принципиальный, когда "автомодель" оказывается некоторой общей картиной нашей политической и идеологической жизни.

Впрочем, оба эти аспекта, понятно, тесно связаны.

Вначале о практической стороне.

Состояние ГИБДД известно, подробно говорить об этом лихоимстве - то же самое, что доказывать, что Земля круглая. Брали. Берут. Будут брать.



Но одного они все-таки не делают - не заставляют водителей под дулом пистолета превышать, подрезать, поворачивать, где нельзя, пересекать сплошную, ехать на красный, делать двойной обгон и т.д. и т.п. Так что даже при резком повышении штрафов нарочно организовывать ДТП работники ГИБДД не станут. Аварии исходят не от них. Значит, борясь с авариями, надо и думать в первую очередь все-таки не о них, а все о тех же водителях.

Спрашивается: если водитель будет бояться штрафов и по этой причине станет хоть чуть-чуть внимательнее ездить - не все ли ему равно, куда пойдут его деньги? В карман гаишнику или в карман государства? Для водителя главное, что из ЕГО кармана они в любом случае уплыли.

Таким образом, если задача в том, чтобы с криком "SOS!" хоть чуть-чуть сбить эту страшную волну катастроф на дорогах, - что надо делать? Ровно то, что и делается: немедленно и грубо повышать штрафы.

Решит ли это проблему безопасности движения радикально? Разумеется, нет. И ГИБДД надо менять. И дороги строить другие. И российские автомобили такого качества, что иначе как "братоубийственными снарядами" многие из них не назовешь. "Российские модели легковых автомобилей бесперспективны" (С.Б. Иванов). После этих его слов многие потребители выдохнули с облегчением - наконец-то хоть слово правды! Надо переходить на сборку нормальных машин - вот тут польза будет.

Да, все это верно. Все эти проблемы столь же реальны, сколь и серьезны. И решать их все равно придется. Но если дом горит, то самый ли подходящий момент, чтобы заняться его капитальной перестройкой?

Таким образом, разумность мер по грубому административно-денежному ужесточению борьбы с нарушителями очевидна для любого здравомыслящего человека. Но вот здесь мы уже отходим от конкретной ситуации и можем рассматривать "спор о дороге" как спор о политических путях развития страны.

Демократические политики, критикуя власть, резонно говорят, что нельзя решать сложные проблемы чисто механически-силовым давлением, что "систему менять надо". А то повысят штрафы и успокоятся.

На что им практикующие чиновники не менее резонно замечают, что это мы не хуже вас знаем, да только делать-то что-то нужно немедленно, порочный круг надо рвать, а не смотреть на него скорбными глазами да языками шоссе мести. Лучше делать хоть что-то ограниченное, но немедленно, чем ничего, но "системно".

Кто же прав? Что первично - яйцо или курица?

В замкнутом колесе этих споров и бегает годами (если бы годами! Пожалуй, чуть не веками...) российская политика. Между маниловскими "общими прожектами" и конкретными полицейскими мерами - пропасть.

Найти оптимальное соотношение того и другого довольно трудно. Но во многих странах все-таки получилось. Прежде всего потому, что власти и граждане не рассматривают друг друга как врагов, ведущих игру с нулевой суммой - что одним прибыло, то у других и убыло.

В нашем случае власть и общество должна интересовать одна "нулевая сумма" - уменьшение числа жертв на дорогах, превращение "шоссе смерти" в "дорогу жизни".

Общество должно понимать, что увеличение штрафов - не какая-то "дань" неким "злым силам" (бюрократической орде), а наша плата за нашу безопасность.

Государство должно осознавать, что его цель не "сдать план по штрафам" (все-таки государство чем-то же отличается от сержанта ГИБДД!), а помочь, да, страшно сказать, "обслуживать" то самое "рядовое население". Если ставить ТАКУЮ цель, то понятно, что одними сильнодействующими (полицейскими) мерами можно только чуть-чуть сбить температуру, но не вылечить больного. А чтобы вылечить надо: а) лечить систематически; б) и главное - чтобы больной ДОВЕРЯЛ врачу и хотел лечиться сам.

Но понятно, что в данном случае в начищенном крыле автомобиля отражается и вся наша политика, шире того - социальная философия в целом.

"Наша жизнь - шоссе. Шоссе длиною в жизнь".

Но что сделать, чтобы заставить государство и общество двигаться по этому шоссе не наперегонки да с нарушением правил, а навстречу друг другу? Причем "навстречу" означает не "на таран, сцепив зубы и закрыв глаза", а именно сближаться? И ведь самое смешное, что здесь сразу встанет основной вопрос философии: а кто ПЕРВЫЙ сделает шаг навстречу?! А уж если я сделал, то оценит ли это "другая сторона", не "сядет ли на голову"?..

Да, "человеческое, слишком человеческое"... Но ведь получается же в других странах! Что ж мы - хуже, что ли?

Опубликовано в "Российской газете" (Федеральный выпуск) N4337 от 10 апреля 2007 г.





Это статья Jewniverse - Yiddish Shteytl
https://www.jewniverse.ru

УРЛ Этой статьи:
https://www.jewniverse.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1630
Jewniverse - Yiddish Shteytl - Доступ запрещён
Уроки идиш
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Your Account
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 717

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
Jewniverse - Yiddish Shteytl: Доступ запрещён

Вы пытаетесь получить доступ к защищённой области.

Эта секция только Для подписчиков.

[ Назад ]


jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.035 секунд