613 Мицвот
Дата: Monday, December 03 @ 13:42:11 MSK Тема: Zohar
На горе Синай евреям кроме Письменной и УстнойТоры также было дано мистическое учение о глубочайших тайнах устройства Вселенной, названное Учением Каббалы. Кроме этого, там же был дан новый алфавит и фактически изменён строй всего языка. Новый алфавит (письменный шрифт современного Иврита) всегда привлекал еврейских и нееврейских мистиков своими необычными качествами. Каждая буква рассматривалась как символ какой–то духовной реальности и являлась предметом многочисленных комментариев и темой для медитаций. Каждая буква на иврите имеет цифровое значение, что является основой для одного из методов исследования языка (подобные методы кажутся очень необычными, прежде всего потому, что совершенно невозможно представить их применение в рамках любого другого языка).
К примеру, подсчитывается Первичная Гематрия — сумма цифровых значений всех букв слова — и утверждается, что слова или выражения, чья гематрия совпадает, связаны между собой или явной близостью значений или явной противоположностью (Интересно, что слово mitzraim (земля притеснения, Египет) имеет ту же гематрию, что и СССР — самех, самех, самех, рейш на иврите. — Прим ред.).
Так, говорится, что в праздник Пурим нужно пить, пока перестанешь различить противоположности: благословение Мордехая и проклятие Амана. На иврите фразы Baruh Mordehai (благословен Мордехай) и Arur Haman (проклят Аман) имеют одинаковую гематрию. Подсчёт суммы цифровых значений букв слова (Первичная Гематрия) — это только один из множества способов анализа, например, существуют многочисленные правила замены букв, скажем, замена первой буквы алфавита на последнюю, второй на предпоследнюю и т.д. В слове Torah (Тора) при замене первой буквы Тав — последнюю в алфавите — на букву Алеф — первую в алфавите получится слово Orah — сияние, свечение. В слове Mitzvah если заменить первые две буквы по приведенному правилу (Mem на Yud, Tzadi на Hay), то получается Yud–Hay–Vav–Hay (Тетраграмматон — четырёхбуквенное непроизносимое имя Б–га). Цель подобных исследований — найти дополнительную информацию, которая согласно Каббале, заложена Б–гом в самом языке, в его конструкциях, в написании букв, и т.д. Небольшому исследованию слова «мицва» и связанному с этим словом числу 613 посвящено дальнейшее.
•
В лексике евреев, выходцев из постсоветских государств, слово мitzvah (мицва) часто употребляется в значении доброе дело, бескорыстная помощь, благотворительность.
В религиозных текстах слово mitzvah чаще всего переводится на русский язык как заповедь или закон, изложенный в Торе. Кстати, само выражение на иврите betorah (в Торе) имеет гематрию 613, что соответствует общему числу заповедей Торы. Мудрецы говорят, что души всех евреев у горы Синай в количестве 600000 были свидетелями дарования Торы и заповедей. (Интересно отметить, что фраза vesham rainu (и там мы видели) тоже имеет гематрию 613). Сверхестественное вмешательство в жизнь Земли, которое произошло у горы Синай, изменило жизнь всего человечества. Для евреев же это событие явилось началом принципиально нового способа существования на Земле. Был заключён союз, согласно которому евреи обещали исполнять заповеди, а Б–г — покровительство.
Многократно повторяемая в Торе фраза Yud–Hay–Vav–Hay Alohay Israel (Yud–Hay–Vav–Hay Б–г Израиля) имеет гематрию 613. С момента дарования Торы судьба всего еврейского народа не подчиняется больше законам, по которым развиваются другие народы Земли, а целиком зависит от соблюдения условий договора, союза. Из 613 заповедей — 248 положительные (соответствеющие 248 частям человеческого тела), предписывающие выполнение определённых действий, и 365 отрицательные (соответствеющие числу дней в году), запрещающие определённые действия. Талмуд гласит, что мир был создан «руками» Б–га. Интересно, что сумма цифр числа 248 (2+4+8) и сумма цифр 365 (3+6+5) оказывается одинаковой и равной 14–ти, что равно гематрии слова Yad — рука на Иврите. (Число 14 соответствует числу фаланг на руке) Две руки вместе дают число 14+14=28, равное числу букв в первой фразе Торы «В начале сотворил Г–сподь небо и землю».
Уделяется внимание и положению букв в алфавите. Считается, что замена букв слова на последующие или предшествующие им в алфавите, развивает первоначальную идею. Приведём в качестве примера слово satan (сатана, дьявол), глагол satan означает ненавидеть, обвинять, слово состоит из трёх букв син, тет, нун. Три буквы, предшествующие им по алфавиту реш, хет, мем образуют слово homer — материя. Это значит, что, забывая о духовном, связывая себя преимущественно с материальной стороной жизни, мы открываем дверь сатане. Буквами, которые стоят после син, тет, нун по алфавиту являются тав, йуд, самэх. Эти три буквы являются основой слова mesit — подстрекатель, искуситель. Это говорит нам, что сатана сперва появляется как искуситель (mesit), играющий на привязанности человека к материальному (homer). И если человек поверит его лживым уговорам и поддастся им, сам же сатана выступит его обвинителем (satan) перед Б-гом.
Вспомнив про Аврама, нужно заметить, что его имя было изменено Б–гом на Авраhам в знак заключения договора. С добавлением буквы Hay, гематрия имени Авраhам становится 248 — число положительных заповедей. Та же гематрия (248) у фразы betzelem elokim — по образу Б–га.
Кроме 613 заповедей, изложенных в Торе, существуют ещё 7 заповедей, установленных мудрецами после дарования Торы на горе Синай. К примеру, заповедь о праздновании Пурима. Поэтому иногда говорят о суммарном числе заповедей 620.
Каков же смысл этих заповедей (mitzvot) и для чего они нам нужны? Само слово mitzvah происходит от глагола tzivah — приказал, велел, завещал, также оно этимологически родственно еврейско–арамейскому глаголу tzavat — присоединился, приблизился. Можно сказать что Б–г заповедал законы, выполнение которых приближает нас к Нему. В благословениях говорится также, что Б–г освятил нас своими заповедями. Хаим Донин в книге «Быть евреем» пишет, что цель заповедей — освящение личности (законы о кашруте, семейных отношениях, профессиональной этике…), освящение времени (законы о субботе и праздниках) и освящение пространства (законы о синагогах и жилищах, законы о Храме.) Каббала говорит, что заповеди образуют столпы света, которые даруют жизненную энергию каждой клетке нашего тела. Интересно, что слово orot — множественное число слова свет — имеет гематрию 613.
Одна из заповедей Торы обязывает евреев сделать tzitzit (кисть) на краю каждого прямоугольного края одежды. Гематрия слова tzitzit 600 плюс 8 нитей и 5 узлов на каждой кисти дают вместе число 613.
Изложение заповедей, полученных на горе Синай, начинается с десяти заповедей, которые имеют особое значение. В Торе говорится, что Моисей сошел с горы Синай с этими десятью заповедями, начертанными на двух каменных скрижалях. Согласно Рабби Арье Каплану, эти две скрижали служили печатью договора, заключённого между евреями и Б–гом, а десять заповедей, начертанных на скрижалях, являются сущностью всей Торы. (Интересно, что сумма цифр числа 613 равна 10–ти.) Имеет смысл привести перевод фрагмента из Торы с полным текстом этих десяти заповедей, тем более что их чтение первоначально было включено в ежедневную молитву.
«И говорил Бoг все слова сии, сказав: Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других Богов сверх Меня. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе сверху и что на земле внизу, и что в воде под землёю.
Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог–ревнитель, карающий за вину отцов детей до третьего и четвёртого рода, тех, которые ненавидят меня. И творящий милость до тысячных родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Не произноси имени Господа, Бога твоего, попусту, ибо не пощадит Господь того, кто произносит имя Его попусту. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякое дело твоё, а день седьмой — суббота — Господу–Богу твоему; не делай никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец твой, который во вратах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, и почил в день седьмой. Посему благословил Господь день субботний и освятил его. Чти отца твоего и мать твою, дабы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не отзывайся о ближнем твоём свидетельством ложным. Не домогайся дома ближнего твоего, не домогайся жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего». (Русский перевод Давида Йосифона)
Примечательно, что текст этих десяти заповедей на иврите состоит из 620 букв, из которых семь последних составляют два слова asher lereeha («что у ближнего твоего») и, по мнению мудрецов, намекают на семь заповедей, принятых после дарования Торы, или на семь заповедей потомков Ноаха, данным всем народам.
Несмотря на то, что каждую заповедь, какой бы незначительной она ни казалась, рекомендуется выполнять как самую важную, мудрецы признают, что человек не может выполнять все заповеди в равной мере. Каждый выбирает свой путь в соответствии со своими склонностями.
Кто–то более силён в изучении Торы, кто–то в благотворительности, кто–то в уважении к старшим… и т.д. Кроме этого, многие мудрецы выделяли отдельные заповеди и говорили об их исключительной важности. Так, Рабби Акива считал заповедь veahavta reeha kеmoha — возлюби ближнего, как самого себя — большим правилом в Торе. Рабби Ашлаг, живший в ХХ веке, говорил, что с помощью остальных 612 заповедей можно уговорить сердце человека, дать ему силы выполнить заповедь «возлюби ближнего как самого себя». В трактате «Shabbat» мудрецы писали, что выполнением 612 заповедей человек удостаивается выполнения правила «возлюби ближнего», а после этого удостаивается и любви к Творцу. (Может быть, с присутствием этой ступени в развитии человека связана гематрия 612 слова brit — союз, договор?) (Jeffrey Satinover. Cracking the Bible Code.).
Тема эта безгранична. Известны биографии нескольких математиков и физиков, которые начинали изучать Каббалу с чисто атеистически–научных позиций и через какое–то время становились мистиками и глубоко верующими людьми.
•
Статья написана с использованием следующих источников:
1) Рав М.Глазерсон. «Медицина и Каббала», «Огненные буквы».
2) Рав Б.Ашлаг. Статьи в переводе Рава М.Лайтмана.
3) Rabbi Aryeh Kaplan. Handbook of Jewish thought
Александр Левин
Источник Спектр
|
|