
ХАНУКА. ДА БУДЕТ СВЕТ!
Дата: Thursday, November 28 @ 12:07:17 MSK Тема: Tradition
Автор: По материалам сайта "Хасидус по-русски"
(http://chassidus.ru) подготовила Татьяна РИВКИНД
Брянское Время 2002-11-21 No. 045
Ближайший праздник - самый светлый. Как Творение началось со
слов "Да будет Свет", так и праздник Ханука начинается с
зажигания свечей. Даже те, кто мало интересуется еврейскими
обычаями, помнят телекадры и фотоснимки: Лужков в кипе рядом с
Менорой - ханукальным девятисвечником в центре Москвы; Путин
в кипе зажигает ханукальную свечу у московской синагоги вместе с
главным раввином Бэрлом Лазаром.
Должен появиться ханукальный светильник в канун праздника 29
ноября и на брянской улице, в других городах области, где есть
еврейские общины. Будут встречи и концерты, праздничные
благотворительные акции...
Что же стоит за этим древним обычаем, дань уважения которому
сегодня отдают все просвещенные политики и общественные
деятели? И почему этот еврейский праздник выходит за рамки
одной конфессии и важен для всех народов?
ВОСЕМЬ - ЗНАК БЕСКОНЕЧНОСТИ
Сегодня все знают, что Ханука - праздник света. Восходит он к тем
временам, когда во II веке до нашей эры завоеватели-греки хотели
покончить с иудаизмом. Но не смогли, встретив сопротивление
восставших евреев. Освободив Иерусалим, евреи освятили
оскверненный Храм. При этом произошло чудо: залитое в храмовый
светильник масло, которого должно было хватить лишь на день,
горело восемь дней. Столько дней и празднуют Хануку - освящение
Храма, зажигая свечи по возрастающей: в первый день - одну, во
второй - вторую и так до восьмого дня.
Ханукальные огни, зажигаемые с наступлением вечера,
напоминают нам о прошлом. О войне и победе Хашмонеев,
восставших против завоевателей. Об освящении восстановленного
Храма. О вновь зажженной Меноре и о малом количестве масла,
которого чудесным образом хватило на восемь дней горения.
Но значение праздников в еврейской жизни не только в том,
чтобы напомнить о событиях, произошедших много лет назад. Они
должны переживаться заново и отражаться в нашем ежедневном
поведении - в мыслях, словах и особенно поступках. Необходимо
извлекать уроки из давних событий и применять их в повседневной
жизни.
Решение Мудрецов Иудеи считать главным в празднике Ханука
именно чудо с кувшинчиком масла, а не славные войны "немногих
против многих и слабых против сильных", подчеркивает: главное -
не победоносная война, а цель, во имя которой она велась. Когда
"немногие" выступили против "многочисленных", они сражались не
на жизнь, а на смерть именно за право жить по убеждениям своей
веры. И высшей точкой этой войны были не кровавые победы, а
освобождение мирного религиозного центра ервейского народа -
Бейт-Микдаш. Победу, связанную с тяжелыми жертвами и
кровопролитием, не поднимают на щит и не превращают в
праздник. Поэтому Ханука была и будет празднованием чуда Его с
горящей восемь дней Менорой.
СИЛА ЧУДА И СИЛА ДУХА
Судьба еврейского народа определяется не материальными или
физическими критериями, а духовной силой, дарованной нам Б-гом
в Торе и Заповедях (Мицвот). Победа малочисленных и слабых над
могущественным врагом ясно продемонстрировала духовную силу
народа. Хотя евреи, говоря словами молитвы, "слабы" и
"малочисленны" в физическом смысле, однако они не могут быть
подавлены "могущественными" и "многочисленными" и проявляют
необыкновенную духовную стойкость и самопожертвование при
любой угрозе. Они не покоряются окружающей темноте, а
освещают свой дом светом Торы и Мицвот (их символизируют в
данном случае ханукальные свечи) и более того - показывают всему
миру, что светом Торы и ее заповедей проникнута вся еврейская
жизнь.
Еврей не должен погрязнуть в обыденности окружающего
материального мира, но, наоборот, обязан победить его и заставить
служить высшим целям в соответствии с предначертанием: "Все
твои действия (даже в мирских делах) должны свершаться ради
Неба" и "Во всех путях твоих познай Его", пока "мрак не
превратится в свет".
ПОЧЕМУ ЕВРЕИ НЕ ЗАХОТЕЛИ СТАТЬ ЭЛЛИНАМИ
Наши Мудрецы указывают, что Ханука символизирует
столкновение двух миров: еврейского мира, основанного на
чистом монотеизме с его идеей святости в повседневной жизни - с
одной стороны, и эллинской культуры с ее многобожием и
материалистическим образом жизни - с другой. Силой оружия
греки пытались навязать завоеванным народам свою культуру.
Их целью не было искоренение местных культур, а скорее
эллинизация и ассимиляция народов. Греки готовы были признать
Тору или даже принять ее - как прекрасное литературное
произведение, поэму, собрание мудрости, глубокой философии и
так далее. Однако с условием: считать ее человеческим творением,
чем-то вроде их мифологии, ккоторая была создана людьми и где
божества представали в людском обличье, с человеческими
характерами и страстями. Они даже перевели Тору на греческий
язык (знаменитый "Перевод семидесяти"). Следовательно, они
собирались не замалчивать Тору, а умалить ее восприятие как Б-гом
данного Слова. Они не испытывали отвращения к моральным и
этическим ценностям Торы, но запрещали хукким - так называемые
"сверхрациональные" законы (Суббота, кашрут, обрезание),
которые более, чем другие, отличают еврейский образ жизни и
делают ее специфически еврейской, святой и чистой.
Менора с зажженным в ней святым и чистым маслом была
материальным символом чистоты еврейской жизни, и Вечный
Свет ее передавал это послание каждому еврею, где бы он ни был.
Греки решили уничтожить этот символ. И ведь были
евреи-эллинисты, которые думали, что прикосновение более
"искушенной" и "современной" греческой культуры приведет к
слиянию ее с еврейской религией и Торой...
СВЕТ СВЯТОСТИ
Ханука напоминает, что наибольшая опасность не там, где могут
запретить еврейский образ жизни, а скорее в намерении
осквернить ее, наполняя Менору нечистым маслом. Это намерение
проявляет себя многими путями: в поклонении материализму и
материальному успеху, идеологиям и разнообразным "измам" как
панацее от всех человеческих болезней; в преклонении перед
наукой и технологией; в тенденции измерять все на свете линейкой
человеческого разума. Когда освящение и обязательства приносятся
в жертву удобству и компромиссу, где руководящими принципами
вместо неизменной правды и святости становятся грубый
прагматизм и рационализм... Ханука учит нас, что святость и
чистота еврейской жизни должны быть защищены.
В то же время сама Ханука оказывает животворящее влияние на
весь мир. Справедливое для "тех дней" остается истинным навсегда.
Под давлением окружающего мира еврей может найти в своем
"святилище" идеи и нравы, чуждые его образу жизни,
несовместимые с ним и вредные. Но во внутренней святыне его
души всегда сохраняется "кувшинчик чистого масла" или "искра"
Всевышнего, недосягаемая для осквернения. Надо зажечь ее, и хотя
вначале это может быть крохотный огонек, вспыхнувший на
мгновение, его достаточно, чтобы в будущем он превратился в
Вечный Свет.
Заповедь зажигания Ханукального Света уникальна тем, что
обращена не только вовнутрь, но и вовне. Согласно правилам,
подсвечник должен быть выставлен "у двери дома, снаружи", если
это возможно, или в окне. Таким образом любой прохожий,
включая нееврея, немедленно заметит Ханукальный Свет, который
освещает окружающий мир, как Тора и Заповеди не
ограничиваются стенами дома, а сияют всем окружающим. Более
того, о наступлении Хануки известно заранее, и мир знает, что
евреи повсюду выполнят заповедь зажигания свечей, которые
разгонят тьму ночи (так как время зажигания Ханукального
подсвечника наступает после заката солнца). Зажигание
Ханукальных свечей демонстрирует каждому, что в еврейском
доме светло, когда вокруг темно.
|
|