Еврейский Фестиваль в Казани
Дата: Sunday, January 25 @ 06:57:21 MSK
Тема: Arts & artists


Lomir zikh freyen vos mir zaynen yidelekh!
Давайте радоваться, что мы – евреи!

С 28 по 30 апреля 2003 года Благотворительный фонд им. Юрия Плинера и Министерство Культуры Республики Татарстан провели в Казани Третий международный фестиваль еврейской культуры им. Плинера и Третий международный конкурс исполнителей еврейской музыки и танца им. Сонца.
(Юрий Плинер – бизнесмен и меценат, один из инициаторов проведения фестивалей еврейской культуры в Казани. Умер в 2000 году.)

Поинтересовались у лидера питерской группы «Добраночь» Дмитрия Храмцова, как зовут их блестящего перкуссиониста, ливанца по происхождению. «Даниэль», – ответил Митя. Потом, немного помявшись, добавил: «Вообще-то его зовут Усама, но он просил, чтобы мы никому не говорили…»
Вот вам и символ фестиваля еврейской культуры – клезмер Усама!

Казань давно, еще со времен Сонца, привыкла ходить на еврейские концерты. Русский, татарин, еврей – неважно, кто ты есть. Важно, есть ли у тебя душа. Дружба народов, вероятно, все же существует. И это видно на примере казанского еврейского фестиваля.
Конкурс имени знаменитого на весь мир казанского скрипача Леонида Сонца – кстати, единственный на территории СНГ – в этом году порадовал резко возросшим уровнем участников. Профессиональное жюри присудило первую и вторую премию в номинации вокала, три премии инструменталистам и одну, вторую, в танцевальной номинации. Публика смогла оценить лауреатов на заключительном гала-концерте Фестиваля.
Конкурсанты в этом году собрались из Красноярска, Ташкента, Винницы, Конотопа, Рыбницы, Санкт-Петербурга, Москвы, Харькова и многих других городов.
Жаль, широкая публика не могла посетить конкурсные прослушивания. Это было зрелище! Вот где кипели настоящие страсти, разворачивалась нешуточная борьба! Хотя каждого конкурсанта поддерживали дружными овациями. Кто? Да соперники, только что сами сошедшие с «лобного места». Конкуренция? Конечно. Но кроме этого, и прежде этого – единение, дружба, музыка.
В рамках конкурса с большим успехом прошли мастер-классы: Стаса Райко, Ефима Черного и Софьи Костиковой – по еврейскому танцу.
Ежедневные, точнее, еженощные клезмерские сейшны… Вот куда нужно продавать билеты! Непонятно было, откуда берутся силы – после конкурсного дня, после мастер-классов, после фестивального концерта. Играть и петь навзрыд, танцевать до упада, слушать, запоминать…
Дни были заняты конкурсными выступлениями, а вечерами в помещении Театра татарской драмы и комедии им. Тинчурина проходили концерты с участием артистов, также съехавшихся в Казань издалека: из Молдовы, Украины, Германии, Великобритании, со всей России…
Первый фестивальный вечер открывал Ефим Черный. Кишиневский певец и актер уже был в Казани, выступал с казанским клезмерским ансамблем «Симха» несколько лет назад. Этот еврейский шансонье известен далеко за пределами родной Молдовы и бывшего Советского Союза. На плинеровский фестиваль он приехал после двух туров по США. В последние годы к имиджу Черного многое добавляют его собственные авторские песни. Они порой удивительно похожи на народные, а порой искрометно театральны.
Киевский ансамбль «Нигуним» – лауреаты прошлогоднего конкурса им. Сонца. Еще тогда киевляне совершенно покорили казанскую публику утонченными, несколько академичными аранжировками еврейских мелодий. Необычный состав, включающий, помимо традиционных скрипки и аккордеона, бас-гитару и тубу и заменивший клезмерский кларнет на флейту; полифонические композиции, в которых не всегда сразу узнаешь популярные мотивы; аккуратность исполнения и внимание к деталям – все это отличает украинский коллектив.
Вместе с Фимой они – «с колес» – буквально в день концерта подготовили несколько композиций. Еврейская музыка – то, что рождается здесь и сейчас.
Во второй день фестиваля были и встречи со старыми знакомыми, и сюрпризы. Напоминанием о Катастрофе вечер открыл специальный гость фестиваля Аркадий Гендлер. Аркадий Хунович – преподаватель идиш из Запорожья, знаток еврейского фольклора, постоянный участник фестивалей еврейской музыки по всему миру. Что называется, «уходящая натура». На протяжении всего фестиваля-конкурса он был счастлив делиться тем, что знает и умеет.
В концерте выступил коллектив, справедливо считающийся одним из лучших европейских клезмерских ансамблей – «Харьков Клезмер Бэнд». Его руководитель скрипач Стас Райко теперь живет в Германии, но продолжает репетировать и выступать с харьковчанами. Ансамбль творит в русле клезмерских традиций, стараясь их не только сохранить, но и развить.
В этот вечер на сцену вышли и «хозяева», казанский вокальный квартет «Ашкеназим». Кстати, все солисты квартета являются также и членами оргкомитета Фестиваля. Они показали часть своей новой программы «Fun yener zayt lid» – «По ту сторону песни», которую начали обкатывать в недавней, второй уже поездке по Америке. В завершение казанцы и харьковчане выступили вместе с импровизированной инструментально-вокальной версией одной из песен руководителя «Ашкеназим» и художественного руководителя фестиваля Полины Ачкинази.
Но главным сюрпризом концерта стало выступление первой «звезды» фестиваля, председателя жюри конкурса Мерлина Шеперда (Великобритания). Его кларнет поразил искушенную казанскую публику нежностью и изысканностью. Кроме этого, знаменитый кларнетист впервые показался в необычной для себя роли: вместе с солистами «Ашкеназима» он исполнил вокальный квинтет. Буквально за пять минут до номера Мерлин еще сомневался, идти ли на этот риск. Кажется, публика оценила смелость британского клезмера.
Гала-концерт, как всегда, был очень обширным. Гвоздем этого вечера, безусловно, стала питерская группа «Добраночь». Профессиональнейшее звучание ансамбля, азарт и кураж, головокружительная смесь фольклорных элементов, кажется, десятка музыкальных культур, привели публику в восторг.
Последним ярким аккордом фестиваля-конкурса стала песня Майкла Альперта, исполненная всеми участниками фестиваля-конкурса. «Klaybt zikh tsunoyf, mayne shvester un briderlekh, un lomir zikh freyen vos mir zaynen yidelekh!»

Яна Овруцкая



Послесловие.
Полина Ачкинази, Художественный руководитель Фестиваля

Впервые за три года проведения Фестиваля – Конкурса нам удалось выдержать концепцию мероприятия от начала и до конца. Если раньше для победы в конкурсе достаточно было более или менее профессионально исполнять израильскую эстраду, то теперь главным критерием действительно стало знание традиций ашкеназийской культуры, которую мы пропагандируем и возрождаем. Впервые в ходе Конкурса прозвучало понятие «стиль», на этот раз его прочувствовали и сами конкурсанты, и публика. В жюри сидели непререкаемые авторитеты: Ефим Чёрный – автор-исполнитель песен на идиш, свободно владеющий языком, понимавший каждое спетое конкурсантами слово; Юлия Карчевская – педагог по еврейским танцам, детально знающая ашкеназийскую традицию; Стас Райко – скрипач-виртуоз и педагог, блестяще владеющий клезмерской скрипкой; Мерлин Шеперд – мировая величина в клезмерском искусстве, кларнетист, много лет посвятивший детальному изучению, освоению и преподаванию той музыки, которая, по его словам, имеет сакральное значение для еврейской жизни и поэтому не может быть рассмотрена в отрыве от контекста.
Знание этого контекста чувствовалось у Евгении Славиной (I Премия среди исполнителей песен на идиш, Москва) и Натальи Касянчик (I премия среди инструменталистов, Винница, Украина)... Я бы еще сказала, что это наиболее «душевные» участницы Конкурса, а что может быть важнее души в еврейской музыке?
Конечно, были и артисты эстрадного плана, например, ансамбль «Гораль Эxад» (Кострома). Были, как всегда, классические музыканты – меццо-сопрано из Красноярска Ольга Розенберг. Были блестящие джазовые музыканты. В этом году в составе нижегородского клезмерского ансамбля «Эрэв тов» к нам приеxал известный трубач Леонид Янков (Москва), солист звёздного джаз-оркестра под управлением Анатолия Кролла. Я надеюсь, для них участие в Конкурсе стало опытом новой манеры игры, пения, танца. Они окунулись в другой мир и начали его осваивать.
Высокий профессиональный уровень участников конкурса бесспорен. Многие из них принимали участие в семинарах «Клезфест», проходящих ежегодно в Санкт-Петербурге и Украине, а это – школа! Большая часть конкурсантов, приехавших в Казань, – это артисты, танцующие в концертирующих ансамблях, поющие и играющие в филармонических коллективах, многие привезли свои компакт-диски, записи с концертов. Тем не менее, большинство из них продолжают подвижническую деятельность в городских еврейских общинах.
Появилось новое поколение еврейских профессионалов – композиторов и поэтов. Евгения Лопатник из Харькова (II Премия) привезла собственные песни на идиш. Ещё год назад она не знала ни языка, ни фольклора, а теперь не только пишет музыку, но и сочиняет стихи на освоенном (будто бы вспомнившемся!) идише. Концерт Ефима Чёрного наполовину состоял из его авторских песен…
Наконец мы возвращаемся в культуру, от которой были оторваны много десятилетий и которая все это время словно «ждала» нас.


Яна Овруцкая





Это статья Jewniverse - Yiddish Shteytl
https://www.jewniverse.ru

УРЛ Этой статьи:
https://www.jewniverse.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=298
Jewniverse - Yiddish Shteytl - Доступ запрещён
Наш Самиздат
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Your Account
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 716

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
Jewniverse - Yiddish Shteytl: Доступ запрещён

Вы пытаетесь получить доступ к защищённой области.

Эта секция только Для подписчиков.

[ Назад ]


jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.034 секунд