Владимир ОПЕНДИК. ВИССАРИОН, ПРАВНУК СТАЛИНА.
Дата: Saturday, September 04 @ 00:00:00 MSD Тема: Russia
Небольшая аудитория Центральной Бруклинской библиотеки собрала более ста зрителей, пришедших на встречу с режиссером Виссарионом Джугашвили, правнуком Сталина.
Виссарион представил на суд зрителей два фильма. Первый - под названием "Камень" - идет всего семь минут и рассказывает о том, как молодой человек, пришедший на старое грузинское кладбище, пытается поднять давно упавшую могильную плиту. На это и были потрачены все семь минут фильма, но парень так и не сдвинул камень с места. Этот фильм показался мне символичным, как бы демонстрирующим беспомощность молодого режиссера, взявшегося за неподъемную для него тему.
Второй фильм молодого режиссера (60-минутный) - "Яков, сын Сталина". Он посвящен деду Виссариона, сыну Сталина, и лишь подтвердил мою мысль, высказанную выше. Фильм создан в Германии в 2001 году. Директор Red Shift Festival режиссер Ю.Гавриленко представил его русскоязычной аудитории Бруклина, среди которой оказались несколько грузин и англоговорящих зрителей.
"Я хочу вспомнить о Якове, я хочу выйти на человека, отойти от клише", - так в начале фильма сформулировал главную свою задачу сталинский правнук.
О чем же он сумел рассказать? Зрители узнали, что Яков, сын Иосифа Джугашвили и Екатерины Сванидзе, родился 30 марта 1908 года, вскоре остался один - мать умерла от тифа, а отец уехал в Москву. До 14 лет Яков жил и воспитывался в семье родителей матери в деревне Рача, потом, в 1922 году, переехал к отцу в Москву. Яков учился и влюблялся, и после каждого нового увлечения рождались дети. В 1926 году Зоя Матвиенко родила ему дочь, вторая жена, Ольга, родила сына Евгения, а последняя жена, еврейка Юля Мельцер, - дочь Галину. Вот и все "подвиги" молодого Якова. Он поступил в артиллерийское училище, закончил его перед войной и ушел на фронт. Спустя 20 дней в районе Витебска Яков попал в плен к немцам и находился в заключении до тех пор, пока Сталин не отказался от предложения немцев обменять своего сына на фельдмаршала Паулюса. Жизнь зашла в тупик, и в лагере для военнопленных при попытке приблизиться к ограждению из колючей проволоки Яков был убит охранником. Вот, собственно, и все, что рассказал внук, не сумев "отойти от клише".
Камень сюжета фильма оказался неподъемным, потому что Яков не успел никак себя проявить, даже на фронте, и сделать из него личность или героя внуку не удалось.
Зато про прадеда, Иосифа Сталина, участники фильма вспоминают часто. Особенно усердствует Евгений, сын Якова от Ольги, с которой Яков расстался за два месяца до рождения сына. Евгений произносит два самых длинных в фильме и весьма агрессивных монолога в защиту деда.
Он говорит: "Я считаю, что 1937 год был необходим. Это Троцкий организовал террор и был палачом русского народа. 1937 год - светлый год в жизни советского народа".
Подобных вздорных речей мы давно уже не слышали не только в Америке, но даже в России. Этот сталинский внук "запамятовал", как Троцкий в 1929 году был выслан из страны, а в 1940-м в Мексике получил по приказу Сталина смертельный удар ледорубом по голове .
А вот - цитаты из второго монолога Евгения: "Сталин заставил всех работать. Благодаря ему мы выиграли войну". Оправдывая репрессии Сталина против своих родственников, Евгений заявляет: "Надо было держать их в ежовых рукавицах". Как известно, сразу после пленения немцами Якова Сталин велел арестовать его еврейскую жену, обвинив ее в том, что она якобы подтолкнула мужа к предательству. Сталин продержал Юлию в тюрьме до 1943 года.
Рассказывая о расстреле участников процесса 1937 года Каменева и Зиновьева, другая родственница Сталина, Мария Сванидзе, заявляет с экрана: "При виде этих предателей душа горит от гнева. Их надо колесовать как отродье". Спустя пять месяцев эта ярая сталинистка по приказу дорогого дяди была арестована и расстреляна. Выступления остальных родственников так бесцветны, что не оставили следа в памяти.
Неожиданно проявили себя немецкие участники создания фильма, которые открыто утверждали, что "население Белоруссии с радостью встречало немецкую армию как армию освободителей" и что евреи не были в восторге от прихода новых завоевателей. Они, видимо, забыли, что захватчики в короткий срок уничтожили каждого третьего белоруса и все еврейское население полностью.
По окончании фильма я задал вопрос Виссариону: "Поскольку самое яркое выступление в фильме - возмутительное заявление Евгения, не выражает ли он и точку зрения режиссера?". Режиссер ответил, что он хотел дать возможность высказаться каждому члену сталинской семьи. Далее последовали вопросы тех, кто пришел ради интимных подробностей, связанных с семейством Сталина. Поскольку антиеврейская тема прозвучала в фильме несколько раз, когда голос за кадром поведал, что еврейка Мельцер искала якобы встречи с Яковом из меркантильных интересов, кто-то из зрителей спросил режиссера, как он относится к евреям.
"Как ко всем другим нациям", - последовал ответ.
В завершение встречи я вновь задал вопрос Виссариону: "Как вы считаете, удалось ли вам выполнить поставленную задачу?". Ответ был нечетким, так что зрители не услышали мнения правнука Сталина. Поэтому я сказал: "Независимо от поставленных задач, хотел того режиссер или нет, фильм вызывает нездоровый интерес к личности вашего зловещего прадеда, фигура которого затмевает неяркий образ его сына Якова и других членов семьи".
Один из зрителей спросил Виссариона: "Почему вы дали своему сыну имя Иосиф?" "В Грузии существует традиция называть детей именами родственников", - ответил режиссер. "Разве других родственников не было?" - снова спросили из зала. Ответа не последовало...
Форвертс
|
|