Арье Барац. Смех Бога и ирония Воланда
Дата: Monday, January 14 @ 22:50:47 MSK Тема: Tora
В главе «Ваигаш» Йосеф, наконец, открывается перед братьями: «Я Йосеф, брат ваш, которого вы продали в Египет. Но теперь не печальтесь, и да не покажется вам досадным, что вы продали меня сюда, потому что для сохранения жизни послал меня Бог пред Вами. Ибо два года уже голод в стране, и еще пять лет будут без пахоты и жатвы. И послал меня Бог пред вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь до великого спасения. Итак, не вы послали меня сюда, но Бог» (45.5-8). Так завершилась история, дописанная Йосефом. Как мы вслед за Томасом Манном предположили в прошлый раз, стремление Йосефа оттянуть свое признание перед братьями было обусловлено не «внутренней необходимостью», а желанием расцветить дополнительной красотой божественный замысел. Из приведенных слов это особенно ясно. Ведь Йосеф даже призывает братьев чрезмерно не угрызаться: «не печальтесь, и да не покажется вам досадным». Значит, он действительно предпринял все это из «любви к искусству», а не из стремления отомстить или провести какой-то моральный урок.
Но при этом Йосеф отлично видел границы, в пределах которых можно что-то «добавить» к Божественному замыслу. Ведь промысел не терпит внешнего вмешательства. Всевышний очень ревниво относится к творимой Им истории. Провидению, замыслу Всевышнего нельзя помочь, - всякое сознательное вмешательство лишь вредит и вносит искажения. Разумеется, в конечном счете Всевышний всегда все обернет по-своему, перевернув замыслы нечестивцев, но в Священную историю входит лишь тот, кто соглашается выполнять волю Всевышнего, тот кто поручает себя Его воле. Лишь только в этом случае, в качестве великой милости, ему, как Йосефу - вписавшему свою главу в Тору - действительно дозволяется напоследок что-то «приукрасить».
Эта тема особенно интересна в контексте парадоксального высказывания Йосефа: «Итак, не вы послали меня сюда, но Бог».
Звучит это высказывание странно. Ведь братья именно «вмешались» в священную историю, они пожелали проучить сновидца, доказать ложность его снов. Братья не просто согрешили, они действовали против воли Всевышнего. Как известно, пророк может нарушить любой закон Торы, но лишь по велению Всевышнего, а не по собственному истолкованию и разумению. Так по пророческому вдохновению Авраам поднял руку на собственного сына, а Ривка подучила Иакова обмануть отца, но братья сами «вычислили», что Йосеф не прав, и их поступок остается тяжким преступлением.
Что же тогда имел в виду Йосеф, сказав: «Итак, не вы послали меня сюда, но Бог»? В каком смысле продажа брата в рабство могла являться Божественным замыслом? Кто-то скажет, что это обычная ситуация, в которой Всевышний зло обращает к добру, путает планы грешников, как сказано об этом в Писании: «Напрасно мятутся народы и замышляют тщетное. Встают цари земли и властелины совещаются вместе – против Господа и против помазанника Его: «Разорвем узы их и сбросим с себя путы их!» Сидящий на небесах усмехнется, Господь насмехается над ними» (Тегил 2.1-3)
Однако родоначальники еврейства – это не «мятущиеся народы», не ослепленные «цари земли», это патриархи, и к ним эти слова не относятся. Скорее тут действует иное правило: для тех благочестивых людей, которые свои добрые поступки приписывают не себе, а Всевышнему, - для тех людей их обернувшиеся ко благу грехи можно также отнести не к ним, а к задуманным Всевышним. По-видимому, поэтому и сказал Йосеф: «не вы послали меня сюда, но Бог».
Итак, Всевышний покрывает грехи (случайные грехи) своих верных, т.е. открыто покровительствует им, но в то же время «посмеивается» над «царями земли». Однако это вроде бы та же самая особенность, которая по мысли Шеллинга и Гегеля была свойственна мировому духу.
Действительно, тут в самый раз вспомнить об этом загадочном персонаже открытом классической немецкой философией, который покровительствует даровитым поэтам и политикам, но насмехается над бездарностью и использует ее. Напомню ту характеристику мирового духа, которую дает ему Гегель: «Разум столь же хитер, сколь могуществен… Можно назвать хитростью разума то, что он заставляет действовать для себя страсти, причем то, что осуществляется при их посредстве, терпит ущерб». Но в какой мере хитрый и ироничный мировой дух Шеллинга и Гегеля соответствует «посмеивающемуся» Богу Израиля?
И Шеллинг и Гегель были абсолютно убеждены, что обнаруженный ими самораскрывающийся в истории мировой дух и Бог Израиля – это одно лицо, что мировой дух - это лишь более рафинированное представление о библейском божестве, которое является для этого духа лишь одним из этапов. «Истинная религия, содержанием которой является абсолютный дух», характеризуется Гегелем, как «религия откровения, и притом такая, в которой источником откровения является Бог».
Следует заметить, что провозглашенная Шеллингом и Гегелем идея мирового духа всецело завладела умами того поколения. Оказалось, что высший ироничный разум управляет миром, принимая в свой элитарный клуб выдающихся поэтов, художников и политиков и посмеиваясь над бездарностью! Все чувствовали тогда, что как будто бы сейчас небеса отворятся, мировой дух вот-вот откроет свои планы и пойдет с человеком рука об руку, творя новую землю. Вся эта вера переродилась в дальнейшем в многочисленные утопии, главной из которых явился коммунизм. Коммунисты, поверившие, что они разгадали скрытый механизм исторического процесса и что провидение находится у них в руках, объявили, что «поставили Гегеля с головы на ноги».
Но мировой дух от души посмеялся над этими перестановками. Мы легко поймем, что имел в виду Гегель, говоря об иронии мирового духа, если всмотримся в финальную сцену истории коммунизма, когда 19 августа 1991 года советские танки оккупировали Российскую столицу. Советские символы подверглись в тот день грандиозному осмеянию, все развивалось так, как будто бы Провидение решило действовать в жанре соц-арта. В самом деле, тогда 19 августа весь род людской, воспрянув, лицезрел Ельцина, зачитывающего свои хулиганские указы не откуда-нибудь, а именно с посланного арестовать его броневика. Немедленно выросли баррикады, но не где-нибудь, а именно на Баррикадной, причем с включением соответствующего казенного мемориала в комплекс действующей линии обороны. Здание бывшего совета министров, в котором укрепился Ельцин, вдруг неожиданно нареклось «Белым домом» и образовало с Соединенными Штатами единое суверенное пространство! Ведь располагающееся неподалеку от «Белого Дома» посольство США в значительной своей части оказалось охваченным баррикадами, превратилось в одну из линий обороны. На двое-трое суток Россия и США слились в некое спонтанное образование, создали некий остров свободы в океане коммунизма. Как будто бы интернационал «горнего мира» схватился с интернационалом «мира нижнего». Но пожалуй, самым величественным было зловещее зрелище «экспорта революции», когда российская столица наводнилась советской бронетехникой. В один день Москва перестала ассоциироваться с образом жандарма Европы и превратилась в одну из ее столиц, таких же, как Прага, Будапешт, Вильнюс.
Но кто разыграл этот грандиозный спектакль, Всевышний или мировой дух? И кто он вообще такой? Я уже писал, что в мировом духе – и концептуально и феноменологически – естественно усмотреть ангела хранителя Эсава, традиционно отождествляемого еврейской традицией с сатаной. У меня имеется одно довольно пространное исследование («Маком Тагор»), в котором я пытаюсь показать, что гениальным литературным портретом мирового духа является булгаковский Воланд. Ведь если приглядеться, он несет все те черты, которые усматривали в мировом духе Шеллинг и Гегель – он «ироничен», он покровительствует литераторам и жестоко насмехается над бездарностью, но в то же время он не Бог, а прямо наоборот.
И это дает ответ на наш вопрос, кто автор финальной сцены истории коммунизма - Воланд или Бог Израиля? Здесь нет никакого противоречия. Собственно говоря, так и считается, что когда Всевышний «посмеивается» над «царями земли», то Он делает это посредством Своих верноподданных ангелов, в том числе посредством ангела смерти. И в этом отношении булгаковский Воланд опять же идеально соответствует еврейскому пониманию: он не допускает шуток в адрес Света (здесь его злая ирония обращается исключительно на голову самого шутника) и выполняет поручения, полученные на небесах.
Шеллинг и Гегель ошибались - Бог Израиля и мировой дух это не только не одно лицо, но даже скорее антиподы. Всевышний и Воланд действительно схожи, но только один - это Живой Творец Мира, а другой - Его тварный отблеск, лишенный даже того, чем наделен человек – самости.
Возвращаясь к шеллинговской и гегелевской идее мирового духа и превратностям ее судьбы, следует отметить, что Маркс был не единственный, кто перевернул Гегеля с головы на ноги. Раввин Авраам Кук – родоначальник религиозного сионизма – сделал решительно то же самое: он вернул гегелевские идеи в лоно религии. Но в отличие от марксистских мечтателей это было в высшей степени «кошерное» и оправданное предприятие, именуемое извлечением «рассеянных искр божественного света». В гегелевской и шеллинговской идее содержалась подлинная, пришедшая из иудаизма искра, к которой р.Кук обратился. И Маркс и р.Кук поставили Гегеля «с головы на ноги», и как рухнул коммунизм, так воспрянул религиозный сионизм – единственный сионизм XXI века.
Согласно идее р.Кука (к сожалению, почти никак не развитой его продолжателями) иудаизм должен принимать в себя все те истинные духовные ценности и идеи, которые вышли из него и были развиты в других культурах, но в самом иудаизме оставались нераскрытыми. В частности, р.Кук поддержал светский сионизм, который целиком и полностью держался на европейских идеях национальной независимости и гегелевских идеях эволюции.
В свое время мне довелось прослушать курс лекций профессора Германа, посвященные влиянию Гегеля на р. Авраама Кука. Герман признавал, что не вполне ясно, какими именно источниками р.Кук пользовался, но в то же время не остается сомнения, что он был знаком с идеями Гегеля и к ним обращался. Гегелевская идея использования мировым духом различных народов и движений вопреки их сознанию и их воле ради его собственных целей, легла в основу представлений самого р.Кука об использовании Всевышним светских сионистов для возвращения еврейского народа в Эрец Исраэль! Сионисты, использующие национальные идеи гегельянцев, были предельно далеки от религии, более того, они были антирелигиозны, а к иудаизму были особенно предубеждены (Гегель считал иудаизм рабской формой религиозности). Всевышний посмеялся над сионистами-социалистами: После краха коммунизма они расписались в своей несостоятельности, приведя в Израиль Арафата. Но евреи, потянувшиеся за ними в Эрец Исраэль, с чистой совестью могут теперь сказать: «Не вы привели нас сюда, но Бог».
Источник: http://rjews.net/berkovich/ http://rjews.net/baratz/par-tit.htm
|
|