Михаэль ДОРФМАН. ХАСИДЫ ПРОКЛИНАЮТ АРТИСТОВ.
Дата: Monday, October 18 @ 00:00:00 MSD Тема: New York
Цены на жилье в Нью-Йорке побили в последнее время все рекорды. Однокомнатная квартирка на Манхеттене может стоить 300-400 тыс. долл, а цена на небольшую квартиру с двумя спальными перевалила за миллион. Соответственно выросли и цены на аренду. В Бруклине цены тоже выросли, хотя и не так существенно. За последние 10 лет в заселенном религиозными евреями бруклинском районе Вильямсбург цены на аренду выросли больше всего в городе – на 67% . Раньше там жилье было традиционно недорогим, и район облюбовали артисты. Ведь Нью-Йорк многие считают, если не артистической столицей мира, то уж, несомененно, США. В городе, «который никогда не спит» по разным оценкам от 160 до 200 тысяч артистов.
Вильямсбуг является также домом для религиозных, а некоторые скажут, ультрарелигиозных хасидских еврейских общин, старающихся сохранить свой традиционный уклад жизни, сложившийся в местечках Восточной Европы 150-200 лет назад. Встреча столь разных общественных групп сопровождалась многочисленными конфликтами. С начала 2004 г. хасиды провели ряд демонстраций, сопровождавшихся коллективной молитвой, специально составленной, чтоб «отвести чуму артистов». Вот текст молитвы:
Владыка Вселенной, прости нас и отведи кару от границ нашей общины, да не дай осуществиться гонениям в нашем доме.
Отведи от нас Господи чуму артистов, да чтоб не утонули мы в злых водах, да чтоб не ворвались они в наши жилища, разрушить их.
Просим Тебя, Господи, внуши в сердца подрядчиков, чтоб, упаси Господь, не строили они для тех людей и укрепи их сердца, чтоб устояли они против тяжелого испытания и, поддавшись денежному соблазну, не продавали бы тем.
Просим тебя, Отец наш милосердный, прости наше поколения за его слабости, и отведи от нас сие тяжкое испытание, насылаемое теми людьми, безнравственными врагами, злодеяниями которых, не приведи Господь, подвергают мучительным испытаниям нечистоты и безнравственности, растущей в мире.
Те злые люди причиняют нам страх, в котором мы живем постоянно, что не сумеем воспитать наших сынов, и наших дочерей в Законе Моисея и Израиля.
Просим тебя, Господи наш милосердный, ради заслуг наших отцов и ради наших мудрецов, отдавших свои жизни за то, чтоб наша религия не ослабела на любимой американской земле.
Ради любви к тем, кого ты создал из праха, да сохрани наши жилища. Отец милосердный, не допусти захватить удела тех, кого ты избрал и кого вывел из рабства своей силой великою.
И мы знаем также, что нет у нас другой силы, кроме упования на Тебя, и нет средств иных, чем Ты отпускаешь нам. Отведи от нас испытание тяжкое, поскольку нет у нас силы и мы, не приведи Господь, не сможем мы выдержать тяжкого испытания.
Нынешним летом несколько тысяч хасидов в черных костюмах, традиционных шляпах и чулках не единожды выходили на демонстрации. Мы стали свидетелями демонстрации на перекрестке Уайт авеню и Южной 8-й Стрит. Сотни учеников йешив приехали на школьных автобусах со всего города. Демонстранты стекались к известному в Вильямсбурге «дому Греча», где когда-то размещалась фабрика по производству гитар, а теперь подрядчики намерены построить шикарный жилой комплекс. Демонстранты подняли плакат «Соседи НЕ приветствуют здесь “Дом Греча”! Мы нуждаемся в доступном жилье!». Ведь цены в новых домах невиданные для этого района – цена однокомнатной студии в новом проекте достигает полумиллиона долларов.
- Мы живем здесь 50 лет, создали школы, синагоги, благотворительность, - говорит нам один из демонстрантов, седобородый человек, назвавшийся Шлоймо, - Обжили место, инвестировали сюда миллионы долларов в развитие еврейской инфраструктуры района.
- Раньше квадрантный фут жилья стоил не больше 250 долларов, да и эти деньги большинству из нас платить тяжело, - рассказала немолодая женщина, - а теперь они строят, чтоб продавать по 500. Такой люксус не для нас – жителей квартала. Они хотят завезти сюда разврат, артистов, богему.
- Их мораль неприемлема в нашем районе, - сказал нам демонстрант-йешиботник, - они развращают наших детей.
Среди демонстрантов большой гнев вызывают артисты, но среди прохожих-нехасидов можно услышать другое.
- Они проклинают артистов, - сказала нам женщина богемного вида, представившаяся художницей, - но наша общая беда – богачи, облюбовавшие наши кварталы в последнее время. Я живу тут без малого 12 лет и то, что демонстранты нас обвиняют в росте цен – особенно несправедливо. Ведь большинство владельцев квартир – сами хасиды.
- Они уже надоели своими протестами против художников и артистов, - говорит прохожий Кевин, - Я сам потерял дешевое жилье в «Доме Грача», когда туда поселились звезды, вроде актрисы Анабеллы Скиорра и певца стиля хип-хоп Баста Раймс.
Хасиды появились в США после Второй мировой войны и вопреки ожиданиям не ассимилировались, не одели (по известному тогда выражению) серые фланелевые костюмы. Они предпочли жизнь в изоляции, сохраняя, насколько возможно старые традиции. Несмотря на высокую рождаемость и приток новообращенных (так называемое “возвращение к ответу”), и особенно на бум рождаемости в 70-80 гг. число религиозных хасидов растет не особенно быстро. Согласно опубликованному в 2003 г. отчету Американского Еврейского Конгресса, ортодоксальные евреи в американском еврействе составляют около 21%, что всего лишь на 1% больше, чем 10 или 20 лет назад. Причина проста, большое количество молодежи выходит из общин, соблазненное возможностями Америки.
Социально-экономическое положение в еврейских кварталах далеко не благополучное. Среди них множество бедных, живущих за счет общины и социального обеспечения. Многие хасиды предпочитают не “деланье денег” а изучение Торы, что и их среде считается наиболее достойным занятием для мужчины. Знающие порядки в хасидской общине опасаются, что молитвами дело не обойдется, и могут вспыхнуть беспорядки, подобные занявшемуся более десяти лет назад конфликту между хасидами и афро-американскими соседями в Манхеттене, когда хасид по оплошности задавил черного мальчика, а толпа на месте растерзала шофера. Лишь в прошлом году властям удалось наконец организовать «примирение» между лидерами враждующих общин.
Хасиды имеют в городе боевую репутацию, что совершенно немаловажно в Бруклине и Манхеттене, известными высоким уровней уличной преступности. Преступники предпочитают не соваться в религиозные еврейские кварталы. Структура хасидского общества легко позволяет организовать народ на массовые демонстрации, а то и драки. Ведь многие молодые парни и мужчины проводят дневное время в религиозных еврейских образовательных учреждениях – йешивах и колелях. У выросших на сытных американских харчах и хорошем медицинском обеспечении учеников, кровь закипает мгновенно. Клич «наших бьют!», да еще сопровождаемый благословением раввинов, может за короткое время вывести на улицы сотни людей.
Впрочем, страсти, кипящие в хасидских кварталах, порождают высокий уровень насилия внутри самих хасидских общин. Ведь речь идет о десятках групп, соперничающих, а часто враждующих между собой. Их исключительная даже чрезмерная набожность часто превращается в фанатизм. Причины вражды часто ведут начало в событиях, происходивших на старой родине 100, а то 200 лет назад. Листая старые подшивки «Нью-Йорк Таймс» часто натыкаешься на репортажи о беспорядках, сопровождавшихся киданием яиц, бутылок и камней, драками и даже поножовщиной. Старожилам памятны драки и поджоги киосков, продававших газеты любавичских хасидов (от имени городка Любавич в Белоруссии), совершавшиеся сатмарскими хасидами (от имени города Сатмар, ныне Сатат Марэ в Трансильвании). В течение 70-х-90-х часто вспыхивали драки между сатмарскими и белзскими хасидами (от имени городка Белз в Галиции). Во время одной из битв, полицейский офицер заявил «Это напоминает схватки Хатфилдов и Мак-Койс», подразумевая продолжавшуюся почти два века известную всей Америке вражду двух, живших на разных сторонах реки кланов из Кентукки (Нью-Йорк Таймс 2-го марта 1981 г.). Побитый безский хасид сказал тогда о противниках: «Это страшные люди, терроризирующие тут всех».
Улицы религиозных еврейских кварталов пестрят плакатами, так называемыми пашкевилями (от пасквиль). Стиль этих еврейских дацзыбао очень агрессивный, там клеймятся и предаются анафеме враги евреев. Враги эти, как правило, из среды самих религиозных евреев.
Нью-Йорк имеет богатую традицию массовых побоищ, когда стенка на стенка выходили враждующие группы. Режиссер Мартин Скорцезе показал в фильме «Банды в Нью-Йорке», как это происходило 200 лет назад. Но лишь недавно, в мае 2004 г. опубликовано сообщение, что две уличные банды из Ньюарка (Нью-Джерси), насчитывающие по 150-200 человек каждая, с помощью городских властей, достигли наконец примирения. Евреи не являются исключением. Очевидец и активный участник драк, известный в Вильямсбурге, как рэб Мойшеле увлеченно рассказывал нам, что жаль что не выгнали тогда «бэлзцеров» из Бруклина.
Сегодня ситуация спокойней, полиции на улицах несравненно больше, чем 10-15 лет назад. Недаром, в начале мая Нью-Йорк был назван наиболее безопасным и спокойным из больших американских городов.
Теперь же хасиды выходят на демонстрации не против противников, «богохульников» или «обидчиков». Как сказал нам один из участников демонстрации, - мы тут против «жадности и корыстолюбия, чтоб защитить наших детей и наш образ жизни.
- Здесь нет евреев против неевреев, - рассказал рабби Давид Нейдерман из Объединенной еврейской организации Вильямсбурга, - никто во всем районе не способен платить по 500 или даже 700 долл. за квадратный фут жилья. Меня не особенно заботит, будь то еврей, латиноамериканец или артист.
Рабби больше всего критикует инвеститоров и подрядчиков, в том числе из местных евреев, из жажды скорой наживы губящих сложившийся десятилетиями уникальный уклад жизни.
«Ами»
|
|