СПРАВЕДЛИВО ЛИ МНЕНИЕ О ТОМ, ЧТО ЕВРЕЙСКИЕ МУЖЧИНЫ — ХОРОШИЕ МУЖЬЯ И ОТЦЫ?
Дата: Thursday, October 21 @ 00:00:00 MSD Тема: Tradition
Александр СИНЕЛЬНИКОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры социологии семьи социологического факультета МГУ
— Не имею доказательств ни за, ни против. Статистических данных на сей предмет просто не может быть. Нельзя же при переписи спрашивать человека, хороший он муж или плохой, или спрашивать это у его жены. Нет никаких статистических данных, которые могли бы подтвердить или опровергнуть представление о том, что еврейские мужчины — хорошие мужья и отцы.
Вообще такое представление идет от тех времен, когда евреи вели образ жизни, не похожий на образ жизни окружающего населения. Сама по себе роль традиционного еврея как заботливого мужа и отца была некоторой компенсацией слабости его экономических позиций в семье. Было очень много евреев-талмудистов, которые учились в иешивах чуть ли не пожизненно, постигали премудрости Талмуда и при этом единицы из них становились раввинами, остальные считались учеными знатоками Талмуда, но ведь этим не проживешь. В этих семьях во многих случаях основным кормильцем становилась жена, которая зарабатывала чаще всего торговлей и имела при этом кучу детей. Но должен же муж чем-то компенсировать то, что он кормильцем не является. Он компенсировал это повышенной заботой о семье и детях. Жены не очень церемонились со своими мужьями и командовали парадом, а иные это делают и сейчас. Община такого мужа не презирала, не считала его альфонсом.
Он считался знатоком Талмуда, а жена — знатоком, например, торговли. Это было в порядке вещей. В диаспоре, в том числе и в России, все это в далеком прошлом. Но в Израиле и сейчас очень много еврейских мужчин, которые учатся в иешивах, а основным кормильцем является жена, она же по совместительству и многодетная мать.
В XIX веке, когда произошла фамилизация еврейского населения, очень многие еврейские мужчины получили фамилии, образованные от имен своих жен. У ашкеназских евреев огромное количество фамилий, образованных от женских имен. Кстати, и сейчас в еврейской семье можно услышать, что мужа называют по имени жены. Например, если говорят: Машин Илья, то Машин — это часто не фамилия Ильи, просто его жену зовут Маша. К слову: у русских очень редко бывают фамилии, образованные от женских имен.
Если евреи ассимилировались, они утрачивали все свои национальные особенности и приобретали соответствующие черты окружающего населения. Евреи в плане семейной жизни мало отличаются от русской интеллигенции, поскольку большинство евреев принадлежат к русской интеллигенции. Но одно дело — реальность, а другое дело — миф. Миф часто основывается на каких-то реалиях, которые относятся к довольно далекому прошлому. Но миф работает, и в результате мы видим, что во всех странах диаспоры, в том числе в России, мужчины-евреи вступают в смешанные браки чаще, чем еврейские женщины, из-за чего значительное количество еврейских женщин остаются не пристроенными. И этих не пристроенных женщин можно считать жертвами этого мифа.
Леонид ЖУХОВИЦКИЙ, прозаик, драматург
— Я думаю, что это чистая правда, с тем только уточнением, что хорошие мужья — не есть верные мужья. По крайней мере, те еврейские мужья, которых я знаю лично, как правило, любили и любят женщин гораздо больше, чем мораль и еврейские традиции. Впрочем, ведь и еврейские традиции восходят к царю Соломону, у которого, как известно, было 700 жен и 300 наложниц.
Зиновий КОГАН, председатель Конгресса еврейских религиозных объединений и организаций в России, раввин общины современного иудаизма «Гинейни»
— В смысле воспитания, традиций в семье евреям есть, чем гордиться, потому что семья — благодаря нашим законам, нашим традициям — много внимания уделяет просвещению, образованию, воспитанию.
Семья всегда была основой еврейской общины. Раввином может стать только женатый человек. Чем больше у него детей, тем больше это делает раввина раввином. Очень многие еврейские законы касаются семьи, и дети с ранних лет — не от праздника до праздника, а еженедельно — готовятся вместе с родителями к встрече Субботы. Смысл заповеди празднования Субботы — в подготовке и проведении. Дети знают, что мама отправилась за свежими продуктами, что папа придет пораньше и принесет то, что маме не под силу, в этот день наступает перемирие, создается праздничная обстановка — и так каждую неделю. Так постепенно в детях воспитывается понятие семейной трапезы. Законы Субботы, святость Субботы в том числе способствуют и укреплению семьи. Мужчина за праздничным столом — глава семьи, и все готовы подчеркнуть это.
Когда мужчина вступает в брак, он подписывает брачный договор — ктубу, в котором при свидетелях обязуется содержать семью, детей, передать семье все свое движимое и недвижимое имущество. Он обязуется быть главой семьи. Со времен Моисея в этом смысле ничего не изменилось. Но бывают и чрезвычайные обстоятельства. Например, исход из Египта, когда на евреев падала манна небесная, и мужчинам не надо было в поте лица добывать хлеб; в результате разрушались семьи. Мужчина должен быть добытчиком, чтобы женщина могла больше времени уделять дому. В нормальных обстоятельствах мужчина должен работать.
В семье воспитывают детей так, чтобы они понимали, что человек рожден для создания семьи, ибо имя Господне становится полным, когда мужчина и женщина соединяются во имя заповедей Господних. Дети, конечно, учатся на примере родителей. Мужчины бывают разные — и преданные, и непреданные. И, тем не менее, мы стараемся прививать детям законы почитания отца, матери, учителей, законы женитьбы, скромного поведения. Ребенок растет в семье, где, как правило, нет пьянства, жестокого обращения. Мальчик вырастает хорошим кандидатом в мужья. На мужчин возложено очень много заповедей — 613, так как мужчина менее совершенен, чем женщина, — на нее возложены три заповеди.
Мужчина всегда очень рад, когда рождается мальчик, хотя мальчики обычно похожи на мам. Но растет его младший товарищ и по жизни, и по судьбе. Папа заботится о его воспитании, обрезании, выкупе первенца, позже — о бар-мицве; когда мальчик подрастает, они вместе ходят в синагогу. Но хочу отметить, что сегодня часто девочки более способны к чтению Торы, добиваются лучших успехов в спорте. Поэтому папам не следует расстраиваться: девочка может во всем быть точно таким же другом. Мужчина из непререкаемого хозяина все больше становится партнером в супружестве и другом детей в семье, где есть распределение обязанностей, а за столом все равны, у всех есть одинаковые права. Мужчина все больше привыкает к тому, что он один из равных и в жизни, и за столом. И это справедливо.
Инна КРУГЛЯНСКАЯ, директор ГОУ № 1812 начальная школа — детский сад «Ган Хама»,
Ривка ЗАЗУЛИНА, директор Еврейского центра «Ган Хама»
— Определенно да. Но если смотреть на вещи шире, еврейские мужчины, даже оторванные от своих корней, с молоком матери впитали традиционное отношение к семье как к высочайшей ценности, задаваемое Торой и за тысячелетия вошедшее в наш народный характер. Евреи на протяжении истории — это община, но община, существующая именно в форме семьи. Иудаизм проникнут запахом семейного очага. Талмуд говорит, что «тот, кто женится, выполняет всю Тору», что «человек без жены — это не человек», что тот, «кто похоронил жену, как бы пережил разрушение Храма». Это последнее высказывание дополнительно подтверждает, что еврейские семейные узы — это не простая природная связь, что еврейский семейный очаг больше похож не на очаг, а на жертвенник.
Рафаил ФАЙНБЕРГ, сопредседатель правления общественной межрелигиозной организации «Лицом к лицу», преподаватель Академии им. Маймонида и Махона
— По каким критериям судить? Полагаю, что критерии нужно искать в религии, ибо благодаря иудаизму мы сохранились как этнос и в повседневной жизни. Одна из сквозных идей Танаха — это ответственность отцов за детей. Прежде всего, за приобщение к Закону, воспитание, обучение ремеслу. И то, что, несмотря на галут, еврейство сохранилось и нашло в себе силы возродить Государство, отвечает положительно на ваш вопрос. Две тысячи лет изгнания еврейские отцы могли правильно воспитывать своих детей, передавать им то, что в свою очередь получили от своих родителей. Это то, что касается функции отцовства, отношения к детям. Хорошие ли евреи мужья? Полагаю, что развитие системы национальной благотворительности, образования, культуры, социальной помощи детям, сиротам и больным позволяет утверждать, что еврейские мужчины не только хорошие мужья, но и хорошие дети по отношению к родителям.
www.enovosti.ru
|
|