Д-р Семён Глейзер. Анти-Солженицын. Двести лет как жизни нет. Часть II
Дата: Thursday, April 07 @ 00:05:00 MSD
Тема: Russia


В умопомрачении

Разговор о евреях и их сути поднялся до заоблачных высот во второй книге Солженицына "Двести лет вместе". Об этом может свидетельствовать вышеприведённый отрывок, взятый в эпиграф.
Действительно, как это "круговая адаптация" не может "погрузиться в глубину"? Она что, как автомобильная шина, пустая внутри? Но, осторожно, здесь мудрость, не всякому дано это понять. И глава, зачинающая собой вторую книгу знаменитого писателя, также озаглавлена загадочно: "В УЯСНЕНИИ". Не вполне по-русски, но зато - мудро. Но, главное, это, конечно, суть размышлений автора.
А суть заключается в том, что автор, препарируя всё те же две еврейские энциклопедии, дореволюционную и современную из Израиля, а также статьи некоторых легкомысленных еврейских авторов, пытается ответить на вопрос: кто такие евреи. Сами евреи, авторы упомянутой литературы, вносят лишь путаницу в этот вопрос, не давая никакого ответа. Это и вынудило Солженицына самостоятельно заняться исследованием: кого можно считать евреем, а кого - нельзя.
Перечисляются и анализируются все варианты: по маме, по Галахе, по духу, по вере, по плоти, по крови, по убеждениям, по "племенной верности и универсализму", по богоизбранности, по уникальности, и другие. Забыты только такие признаки, как "по форме носа" и "по пятому пункту".
Писатель так и не находит внятного ответа на вопрос, засыпав нас, читателей, на всякий случай, ворохом цитат. Русского учёного Илью Мечникова, перешедшего в христианство, он не склонен, например, считать евреем. Равно как не намерен автор считать евреем и Бориса Пастернака: "А ГЛУБИННАЯ ПОДЛИННОСТЬ ЕГО ЕВАНГЕЛЬСКИХ СТИХОВ - НЕ ОСТАВЛЯЕТ ВОПРОСОВ О ПРИБЕЖИЩЕ ЕГО ДУХА". Ну тут мы никак не можем согласиться с писателем, ведь в нашей песне поётся совсем другое: "Пастернак и сельдерей - вся трава сплошной еврей..."
Разумеется, вопрос о принадлежности к евреям давно "решен" нацистами и советским партийно-КГБшным аппаратом - через "пятый пункт" анкеты. И при этом не играло никакой роли, что думает о своей этнической принадлежности сам "кандидат в евреи» или «кандидат на выход из еврейства".
Действительно, большой ясности тут нет и поныне, но непонятно, зачем автор всё это пытается разобрать - строго говоря, к теме "совместной жизни русского и еврейского народов" это не имеет отношения. Это ближе, скорее, к кампании "раскрытия псевдонимов" в сороковые - пятидесятые годы. На самом деле проблема сложнее, чем это представляет себе писатель.

Теоретически, евреем может стать каждый, принявший иудаизм. Таковы были хазары, упоминаемые в первой книге писателя как "исконные враги славянских племён". Таковы современные эфиопы - фалаша, индийская народность бнай-манаше. Пишущий эти строки знает лично нескольких настоящих немцев, граждан Германии, рожденных в христианстве, и добровольно перешедших в иудаизм. Теперь они занимают видные места в руководстве еврейских общин Севера Германии.
Если следовать логике Солженицына, готового не считать евреем еврея, перешедшего в другую веру, в христианство, например, то тогда следует считать неевреями и всех евреев, перешедших в атеизм, ведь атеизм - тоже религия. А таких было абсолютное большинство из тех, о ком, собственно, и повествует книга "Двести лет вместе", особенно её вторая часть.
Так, начальник расстрельной команды, казнившей царскую семью, некто Я.Юровский, единственный там еврей, был, оказывается, и не евреем вовсе. Он ещё в 1904 году перешёл в лютеранство, т.е. стал христианином. А ближе к революции, видимо, вообще стал атеистом /С.Резник. Вместе или врозь? Заметки на полях книги А.И.Солженицына. М., "Захаров", 2003, стр. 406/. А раз они были атеисты /все евреи-революционеры были атеисты/, то значит они были уже и не евреи вовсе. Тогда и писать книгу было незачем... Писатель запутался сам и запутывает нас, читателей, своими изысканиями: получается, что вместе жили русские и неевреи...
Чтобы помочь ему выпутаться из этого логического тупика, мы можем предложить встречный вариант решения: все русские - евреи, а все евреи – русские... Итак, следим за логикой рассуждений, по порядку.
Религиозные евреи празднуют день обрезания каждого младенца мужского пола на восьмой день после его рождения.
Религиозные русские празднуют день обрезания одного младенца мужского пола на восьмой день после его рождения.
Этот младенец -Иисус Христос.
Как известно, Иисус был крещён в 30-летнем возрасте, а в младенчестве был обрезан по иудейскому канону. Этот старый религиозный предрассудок его родителей можно было бы давно забыть, но православная церковь и поныне придаёт ему важное значение для всех русских людей. Так, Православный календарь на 2000 год пишет о празднике под названием "Обрезание Господне" следующее: "...На восьмой день после рождения Христа над новорождённым был совершён древнеиудейский обряд обрезания. Ему дали имя - Иисус. В христианстве этот обряд заменён таинством крещения - <<духовным обрезанием>>, освобождением от грехов. Епископ Феофан Затворник сравнивал праздник обрезания с <<обрезанием сердца>>, когда отсекаются страсти и похотные расположения" /Православный календарь - 2000, СПб., Невский проспект, 1999, стр. 24/. Когда же празднует церковь, а с ней и все верующие русские православные люди, этот праздник? На то и календарь, чтобы все даты были точны. Поскольку Рождество Христово выпадает на 25 декабря, то Обрезание Господне приходится точно в ночь на 1 января. Вот что, оказывается, праздновали мы все в Новогоднюю ночь!... Для атеистов это был и есть обычный праздник Нового года, а для верующих православных-- Обрезание Господне... И ещё удивительный факт: эра от Рождества Христова на самом деле началась не от его дня рождения, а от дня его - Иисуса - обрезания: с 1 января первого года новой эры, а не от 25 декабря первого года до новой эры...
Специально для этого праздника в церкви и по сей день читается соответствующая молитва: "...Величай, душе моя, по закону плотию обрезавшегося Господа" и "...Иже во осмый день плотию обрезатися изволивый Христос..." /Православный церковный календарь на 1985 год.Изд. Моск. Патриархии, М., 1985, стр. 7/. То-есть, Иисус, как Господ, воспринимается и почитается русской православной церковью именно как религиозный еврей.
Не менее великий Фридрих Энгельс написал в своё время много работ, вошедших в "сокровищницу марксизма-ленинизма", однако одна его работа стоит особняком. Она анализирует "Откровение святого Иоанна Богослова", более известное как "Апокалипсис", последнюю из книг Нового Завета. Вот что писал классик: "...Автору никогда и нигде не приходит в голову называть себя или своих единоверцев /т.е. христиан - С.Г./ иначе, как - иудеями". И далее: "...При явлении святых перед престолом господним сначала идут 144 000 евреев по 12 000 от каждого колена, и только потом следует бесчисленная масса язычников, обращённых в это обновлённое иудейство" /Ф.Энгельс. К истории первоначального христианства. М., Политиздат, 1980, с.15/. Это "обновлённое иудейство" и есть русская православная церковь. Как мы уже упоминали в первой нашей брошюре на эту тему /С.Глейзер. Анти-Солженицын. Двести лет как жизни нет. Брошюра №156, Neue Zeiten; Доклады "Дома ученых", Вып. 6, 2003, Гамбург, стр. 11/, церковная Библейская Энциклопедия еще в 1891 году объединяла понятием "Израиль" всех русских православных людей. Такое представление о сути православия остается и сегодня. Ну а каждый "Израиль" непременно должен иметь и свой "Иерусалим". Так и русский "Израиль" имеет свой "Иерусалим", и поныне стоящий на Красной площади, рядом с Кремлём в Москве. Это - построенный ещё по приказу Ивана Грозного знаменитый Храм Василия Блаженного... Вот рассказ о нём в интервью митрополита Владимира газете "Аргументы и факты" /№ 17, 2003/.
Вопрос: "Вы сказали, что даже известный всему миру храм Василия Блаженного на Красной площади - народное представление о Небесном Иерусалиме. Что такое Небесный Иерусалим?"
Ответ: "Созданный православным вдохновением благочестивых русских мастеров собор Покрова на Рву, иначе называемый храмом Василия Блаженного, - это одно из самых ярких воплощений славянского духа. А в Священном Писании имя Небесного Иерусалима прилагается к Царствию Божию - вечному царству добра, света и красоты. И лишь духовный слепец /! - С.Г./ может не видеть, что православие, явленное в таких формах, как воплощённая мечта о Небесном Иерусалиме, было основой не только русской культуры, но и российской государственности /!-С.Г./. Не знающий православия никогда не постигнет смысла российской истории...".
Вот так, ни больше, ни меньше. Не сомневаемся, что и наш автор, Солженицын Александр Исаевич, как истинно верующий русский православный человек, всецело принадлежит к этому "Израилю", к этому "иудейству", к этому "Иерусалиму"...
Так что тут трудно сказать, кого можно считать евреем, а кого - нет. Вопрос запутался настолько, что слово "еврей" из обозначения этнической принадлежности превратилось в кличку, иногда хорошую, иногда плохую /ср. обзывательства: "сам - еврей", или "от еврея -слышу!"/. Все эти размышления, сопутствующие книге "Двести лет вместе", волей - неволей приводят к выводу: нет русских и нет евреев, вынужденных, согласно книге, жить вместе. А есть один общий народ, ибо каждый русский - есть еврей, а каждый русский еврей - есть русский... И это тоже никак "не следует упускать"...

Февраль: не "ища", но "спеша"

В главе, посвящённой Февральской революции, писатель никак не комментирует сам факт её наступления в России. Он её, революцию, видимо воспринимает случайным, почти стихийным, природным бедствием. И опыт написания им первой книги "Двести лет вместе", похоже, ничего к этому не прибавил. История родной России остаётся для писателя полной загадкой. Единственное, что он видит - евреи, слишком много евреев...
А между тем, революция в стране назревала уже давно. И декабристы были первой её попыткой. Вот,что пишет о созревании революционной ситуации историк П.Н.Милюков, лидер партии кадетов и министр Временного правительства: "С конца ХVIII столетия, было очевидно, что конфликт старой государственности с новыми требованиями есть лишь вопрос времени. Под углом этого грядущего конфликта складывалось всё мировоззрение русской интеллигенции, по крайней мере шести последних поколений" /П.Н.Милюков. История второй русской революции. Минск, изд. Харвест, 2002, стр. 15/.
Но что нам мнение интеллигенции, пусть даже и на протяжении 6-ти поколений: образованщина - она и есть образованщина... Вот и газеты тех дней писателем осуждаются за их ликование по поводу свержения царизма: "А ЗАТЕМ ОНИ /газеты практически всех направлений - С.Г./ ВЫСТУПИЛИ С ТРУБНЫМ ГЛАСОМ, МЕНЕЕ ВСЕГО ЗАДУМЫВАЯСЬ ИЛИ ИЩА ЖИЗНЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПУТИ, НО НАПЕРЕБОЙ СПЕША ПОНОСИТЬ ВСЁ ПРОШЕДШЕЕ".
Отчего же "менее всего задумываясь"? - должно тут возразить. Как раз наоборот. Всё общество тех февральских дней искало новые "жизненные пути", дружно отрекаясь от отжившего, потерпевшего полное банкротство старого режима. Самодержавие, защитником которого снова и снова выступает Солженицын, это не просто обидная кличка или ругательство в адрес царя и его окружения. Самодержавие - это определённный тип государственного устройства, не выдержавший проверку временем и сметённый историческими событиями.
Четыре государственные Думы - первые попытки парламентаризма - просили, требовали у царя разрешения формировать правительство, ответственное перед парламентом. Это должно было бы означать, что Дума формирует и контролирует исполнительную власть. И при необходимости отправляет его в отставку. А не наоборот, когда правительство разгоняло Думу и назначало, или не назначало, новые её выборы. Царь на это никак не собирался идти. И в результате исполнительная власть - министры и госаппарат - назначались и заменялись лично государём-императором. Таким образом, судьба огромной страны на десятилетия вперёд оказывалась в руках одного, достаточно случайного человека. Хорошо, если государь родился и вырос умным и ответственным гражданином своей страны. А если нет? Тогда все 150 миллионов граждан страны должны были терпеть чудачества, слабоволие и некомпетентность случайного лица? И это в XX веке? Так понимает Солженицын "истинно русскую государственную идею"?
Это хорошо, что Николай Второй любил свою жену. И все назначения - от премьер-министра и ниже в правительстве и госаппарате делал только в согласии с ней.
Это хорошо, что его жена, царица Александра Федоровна, она же Алиса Виктория Эллен Луиза Беатриса Гессенская, очень любила болезненного ребенка - наследника престола.
Это хорошо, что в глухой Сибири нашёлся "святой старец" Григорий Распутин, который смог врачевать царственного младенца.
Но это очень плохо для государства, когда все приказы, назначения, распоряжения по линии "вертикали власти" исходили в конечном счёте прямо от малограмотного и не вполне нормального "святого старца". Свидетельствует очевидец тех дней П.Н.Милюков.
"Отъезд царя на жительство в ставку /как главковерха/ выдвинул оставшуюся в Петрограде императрицу, посредницу и средоточие всех <<безответственных>> влияний. Министры, желавшие укрепить свое положение, начали ездить к императрице с докладами. Шайка крупных и мелких мошенников и аферистов окружила царицу и пользовалась своим влиянием, чтобы за денежную мзду обходить закон и доставлять частные изъятия и льготы: назначение на должности, освобождение от суда, от воинской повинности и т.д." /Милюков, стр. 25/. И далее в том же духе: "Министерские назначения всё более теряли политическое значение... Один за другим появлялись, пройдя через переднюю Распутина, или <<бывшие>>, или никому неведомые политические люди, проходили, как тени, на своих постах... и уступали место таким же, как они, очередным фаворитам придворной шайки" /Милюков, стр. 27/. Итак, власть оказывается неподконтрольной вообще никому, кроме Распутина. Вот это и есть самодержавие - абсолютная власть ничтожного проходимца.
Вспомним, страна уже три года как вела тяжёлую войну против внешних врагов: Германии, Австро-Венгрии, Турции. И министерско-генеральская чехарда, устроенная Распутиным и сотрясавшая самые верхи государства, никак не способствовала сплочению всех сил и слоёв русского общества, равно как и успехам на фронте. И недаром "расшаркивался" Милюков, новый министр иностранных дел во Временном правительстве: "До сих пор нам приходилось краснеть перед нашими союзниками за наше правительство... Россия лежала мертвым весом на деле союзников". Солженицын приводит его слова с явным осуждением, а между тем Милюков был абсолютно прав. Да и союзники приветствовали революцию, ибо понимали, что с таким бездарным руководством, каковое имела Россия в лице клики Николая и его "семьи", эта страна не в состоянии реально вести войну против общего врага. Это подтверждает и сам Солженицын. "МИРОВОЙ ЖЕ ОТКЛИК, У СОЮЗНИКОВ, НА ФЕВРАЛЬСКУЮ РЕВОЛЮЦИЮ БЫЛ В ТОНЕ ГЛУБОКОГО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ, У МНОГИХ – ВОСТОРГА, НО ОН ПОДДЕРЖИВАЛСЯ БЛИЗОРУКИМ РАСЧЁТОМ: ЧТО ТЕПЕРЬ-ТО РОССИЯ СТАНЕТ НЕСОКРУШИМА В ВОЙНЕ".
Интересно, что государственная система обеспечения фронта очень быстро развалилась и её роль фактически взяло на себя добровольческое земское движение, из среды которого и вышла партия кадетов вместе с Милюковым, Набоковым и др. Вот и возникает вопрос: а кто был истинным патриотом России в те дни: Николай, царица, Распутин и назначаемые ими "по блату" премьеры, министры, губернаторы, генералы, или та же кадетская партия, в Феврале фактически возглавившая правительство и страну. По логике Солженицына – несомненно "семья" и "блатные"...
А между тем, "семья" и "блатные" вели за спиной воюющей России какие-то контакты с врагом – Германией. "Ходили слухи о германофильских связях Штюрмера /премьер-министра России – С.Г./ и каких-то тайных сношениях его агентов помимо послов за границей. Всё это при общеизвестной склонности правых кругов к сближению с Германией и к возможно скорому выходу из войны из страха перед грядущей революцией... Слово «измена» стало передаваться из уст в уста, и об этом было громко заявлено с кафедры Государственной думы" /Милюков, стр. 28/. Вопрос к писателю-патриоту Солженицыну: а патриотично ли это поведение царя и его клики? И далее, снова свидетельствует Милюков.
"Имена членов придворного кружка с именем императрицы во главе были произнесены 1 ноября /1916 г./ с думской трибуны пишущим эти строки /т.е. П.Н. Милюковым – С.Г./. Перечисляя один за другим все главнейшие шаги правительства,... оратор /т.е. сам П.Н. Милюков/ при каждом случае спрашивал аудиторию: «глупость это или измена?»... аудитория своим одобрением поддерживала вторую /альтернативу/. Речи ораторов этого дня были запрещены для печати... Общественное мнение единодушно признало 1 ноября 1916 года началом русской революции" /Милюков, стр. 30/.
Опять же, в полном несогласии с Солженицыным, российское общество склонялось всё более к мысли о необходимости свержения самодержавия. "Вначале тайно, а потом всё более открыто начала обсуждаться мысль о необходимости и неизбежности революционного исхода" /Милюков, стр. 23/. Этот исход мыслился как революция сверху, своего рода дворцовый переворот. Появились тогда и первые будущие герои, готовые на самопожертвование в деле устранения царя и его окружения насильственным путем. Генерал Крымов, будущий участник Корниловского мятежа, "был самоотверженным патриотом, который в начале 1917 г. обсуждал в тесном кружке подробности предстоящего переворота. Его осуществление намечалось уже в феврале" /Милюков, стр. 32/.

Продолжение следует







Это статья Jewniverse - Yiddish Shteytl
https://www.jewniverse.ru

УРЛ Этой статьи:
https://www.jewniverse.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=793
Jewniverse - Yiddish Shteytl - Доступ запрещён
Музыкальный киоск
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Your Account
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 716

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
Jewniverse - Yiddish Shteytl: Доступ запрещён

Вы пытаетесь получить доступ к защищённой области.

Эта секция только Для подписчиков.

[ Назад ]


jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.048 секунд