
Д-р Семён Глейзер. Анти-Солженицын. Двести лет как жизни нет. Часть III
Дата: Tuesday, April 12 @ 00:00:00 MSD Тема: Russia
Год великого перелома
Коллективизация в СССР обернулась трагедией для страны и народа. Это было больше, чем преступление. Это была ошибка... И до сих пор ищут виноватых, ищут и находят. Нашёл их и А.И.Солженицын. Разумеется, это евреи. Но писатель не сразу подходит к этому итогу.
"СТРАТЕГИЧЕСКИ ЗАДУМАННЫЙ ЛЕНИНЫМ УДАР ПО РУССКОМУ НАРОДУ КАК ГЛАВНОМУ ПРЕПЯТСТВИЮ ДЛЯ ПОБЕДЫ КОММУНИЗМА - УСПЕШНО ОСУЩЕСТВЛЯЛСЯ И ПОСЛЕ НЕГО. В ТЕ ГОДЫ - КОММУНИЗМ ВСЕЙ СВОЕЙ ЖЕСТОКОСТЬЮ МОЗЖИЛ РУССКИЙ НАРОД".
От завещания Ленина - к претворению в жизнь Сталиным, а от него - уже и рукой подать до евреев.
"С КОНЦА 1929 ПО НАЧАЛО 1931 ПРОИЗОШЁЛ ТОТ САМЫЙ <<ВЕЛИКИЙ ПЕРЕЛОМ>>. ПРЕДСТОЯЛА ПАЛАЧЕСКАЯ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ - И В ЭТОТ РЕШАЮЩИЙ МОМЕНТ СТАЛИН НАМЕТИЛ НА НЕЁ ЗЛОВЕЩЕГО ИСПОЛНИТЕЛЯ ЯКОВЛЕВА-ЭПШТЕЙНА". Коварный, ох и коварный же он был, этот Сталин.
"СТАЛИН... НАВЕРНОЕ И СЧИТАЛ, ЧТО В ЭТОЙ ОГРОМНОЙ КАМПАНИИ, НАПРАВЛЕННОЙ НЕПРОПОРЦИОНАЛЬНО ПРОТИВ СЛАВЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ, ЧАСТО НАДЁЖНЕЕ БУДЕТ ОПЕРЕТЬСЯ НА ЕВРЕЕВ, ЧЕМ НА РУССКИХ".
Вот видите, один грузин в заговоре с евреями замыслил уничтожить русский народ. Однако писатель сам ужаснулся от такой страшной догадки и поспешил от неё откреститься.
"ОШИБОЧНО ОБЪЯСНЯТЬ ЗЛЕЙШИЙ АНТИКРЕСТЬЯНСКИЙ ЗАМЫСЕЛ КОММУНИЗМА ИМЕННО ЕВРЕЙСКИМ УЧАСТИЕМ. НАШЕЛСЯ БЫ НА НАРКОМЗЕМ И РУССКИЙ, ВМЕСТО ЯКОВЛЕВА-ЭПШТЕЙНА, ЭТО ДОСТАТОЧНО ПРОЯВИЛОСЬ В НАШЕЙ ПОСЛЕОКТЯБРЬСКОЙ ИСТОРИИ". То-есть, всё же не национальные мотивы исполнителей двигали коллективизацию, а утопически-классовые, ну и просто приказы начальства. Но писатель упорно нажимает на конкретную личность - Яковлева-Эпштейна: почему, дескать, ты, еврей, не отказался, почему ревностно исполнял указа-ния директивных органов? Можно возразить, что это сегодня легко "не исполнять", а тогда...
Вот и другой писатель-патриот, Василий Белов, тоже имеет что-то сказать по поводу "национального" смысла совет-ской коллективизации. Говорил он это ещё в 1988 году, когда вместо "евреи виноваты", было положено деликатно выра-жаться - "троцкисты виноваты". В интервью газете "Правда" /15 апреля 1988 года/ В.Белов прямо указывал: "Троцкизм и крестьянство - тема в нашей исторической науке совершенно неразработанная. .. Замыслы Троцкого восторжествовали после 1928 года /это когда Троцкий был уже изгнан! - С.Г./... Вот чем обернулся троцкизм для миллионов крестьянских семей!... Главным троцкистом являлся Сталин, хотя кое-кто из учёных делает вид, что он был антитроцкистом... Коллекти-визация, в ходе которой с успехом протаскивал свои идеи троцкизм, шла, разумеется, сверху... Несомненно, идеи троц-кизма ещё долго действовали...".
Писатель-фантаст Василий Белов явно не в курсе дела.
Если говорить об отношении Троцкого к коллективизации, затеяной Сталиным, то он, Троцкий, был решительно против неё. Об этом есть свидетельство от самого генпрокурора СССР А.Я. Вышинского, когда тот выступал гос. обвинителем на процессе "антисоветского троцкистского блока" в 1937 году. Уличая Троцкого в антисоветских замыслах, Вышинский гово-рил: "В 1933 году Троцкий требовал: а/ роспуска большей части колхозов, как дутых; б/ роспуска совхозов, как нерента-бельных; в/ отказа от политики ликвидации кулачества“ /газета "Известия" от 29 января 1937 года/. На основе этих "пре-ступных замыслов", имевших целью остановить или предотвратить коллективизацию, генпрокурор СССР потребовал для всех "троцкистов" смертной казни, что они и получили. Поэтому "прилепить“ "троцкистам" вообще, и евреям в частности, ярлык виновных за коллективизацию, никак не удаётся.
О врагах русского народа
Кроме евреев всех стран писатель обнаружил ещё один "класс" врагов русского народа. Это американские капитали-сты, за чьей спиной писатель сам лично смог неплохо отсидеться в тиши и уединении много лет, где и создал большинст-во своих антирусских-антисоветских произведений. Оказывается, это американские капиталисты "сочинили" и всё время поддерживали советскую власть в России ради своих корыстных интересов.
"УСИЛИТЬ ВЛАСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСИСТОВ ЧЕРЕЗ <<СОЦИАЛИЗАЦИЮ>> СТРАН ЗЕМЛИ <<ДЛЯ КОНТРОЛЯ... И ПРИНУДИТЕЛЬНОГО УСТАНОВЛЕНИЯ МИРА>>". Такое впечатление, что вовсе не было "холодной вой-ны", гонки вооружений, угрозы третьей мировой войны, коли социализм в СССР полностью отвечал интересам воротил большого американского бизнеса. А вот и пример конкретного антирусски настроенного американского капиталиста, кста-ти, еврея, - это Арманд Хаммер.
"А ДАЛЬШЕ ХАММЕР ЗА ПРОИЗВОДСТВО КАРАНДАШЕЙ ДЛЯ СОВЕТОВ БЕССТЫДНО ПОТАЩИЛ НА ВЫВОЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СОКРОВИЩА ИЗ ЦАРСКИХ ХРАНЕНИЙ. / ОН ПОТОМ МНОГО РАЗ ПРИЕЗЖАЛ В МОСКВУ И ПРИ СТАЛИНЕ, И ПРИ ХРУЩЁВЕ, ПРОДОЛЖАЛ ВЫВОЗ В ПАРОХОДНЫХ ОБЪЁМАХ - ЦЕРКОВНОЙ УТВАРИ, ИКОН, КАРТИН, ФАРФОРА, ИЗДЕЛИЙ ФАБЕРЖЕ/".
Сильное обвинение. Что может понять из этого пассажа неискушённый читатель? Только одно: Хаммер - контрабан-дист, грабитель с большой дороги, за карандаши - фактически за побрякушки - вывозил безнаказанно наши сокровища. Ату его!...
На самом деле, это прямая подтасовка фактов. Если Хаммер или его наследники не побрезгуют, они могут обратиться в суд по обвинению писателя Солженицына в клевете. Что значит "бесстыдно потащил на вывоз"? Практически, украл? Вывез контрабандой? Можно поднять таможенные документы тех лет и проверить: а на каком основании были вывезены все те ценности. Ведь граница у нас тогда, как и позже, как всем хорошо известно, была "на замке", так что нелегальный вывоз сокровищ исключается, тем более "в пароходных объемах". А по таможенным документам легко убедиться, что всё добро Хаммер вывозил на абсолютно законном основании. Всё дело в том, что молодая республика Советов остро нуж-далась в средствах для ускоренной индустриализации /карандаши - для инженерных проектов!/. И государство охотно распродавало всем желающим за рубеж сокровища царских и церковных хранилищ. Покупали все, кто хотел и имел день-ги, по ценам, которые тогда устанавливало само же государство. Раскупили сокровищ в те годы вероятно сотни зарубеж-ных коллекционеров и любителей старины. И только один Арманд Хаммер попался "на зуб" сегодняшним патриотам, включая великого Солженицына. Почему? Потому что Хаммер единственный из всех "засветился" - стал возвращать на-зад, дарить советскому государству поштучно кое-что из того, что официально и законно купил у нас в 20-30-е годы. И что на законном основании принадлежало ему. Ну и вторая причина, разумеется, что - еврей... При этом остальные скупщики русской старины остаются безвестными и потому претензий к ним со стороны русских патриотов нет.
А вот и результат той самой "распродажи родины", приходится ещё раз повторить солженицынский текст к месту.
"ЧЕРЕЗ НЕПОСИЛЬНЫЕ ЖЕРТВЫ И НЕСМОТРЯ НА МНОГИЕ НЕСУРАЗНОСТИ СОВЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ - ВСЯ ЖЕСТОКАЯ ЭПОПЕЯ ПРИВЕЛА-ТАКИ К СОЗДАНИЮ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ДЕРЖАВЫ".
Спасибо за вынужденное признание. Значит, не зря и ценности тогда продавали за рубеж - они-таки себя окупили, че-рез успешную индустриализацию страны. Так что, спасибо и Вам, господин Арманд Хаммер!
В лагерях социализма
Пишущий эти строки не был в лагерях - Бог миловал, и потому может судить о них лишь по литературе. И конечно пер-вым таким источником послужил "Один день Ивана Денисовича". Лагерная тема - не новая в литературе. Новым является "еврейский вопрос" в лагерной жизни. И тут наш писатель снова первый.
"НО В ЛАГЕРЯХ, ГДЕ Я СИДЕЛ, БЫЛО ИНАЧЕ: ЕВРЕЯМ, НАСКОЛЬКО ОБОБЩАТЬ МОЖНО, ЖИЛОСЬ ЛЕГЧЕ, ЧЕМ ОСТАЛЬНЫМ".
Вот ведь евреи - гады, и тут устроились неплохо... А всё почему: потому что помогали своим - евреям же - получше устроиться. И если кто из начальства, администрации или охраны был еврей, так уж непременно пытался облегчить участь "своих", евреев-заключенных, назначая их на "теплые" места при кухне, в больнице, в нормировщики, освобождая их от "лесоповала". Вот и сокрушается теперь Солженицын, и немножко даже завидует этим евреям.
"НО НЕВЕРОЯТНО ПРЕДСТАВИТЬ ТАКОГО ВОЛЬНОГО РУССКОГО, КОТОРЫЙ ВЗЯЛСЯ БЫ СПАСАТЬ И ВЫДВИГАТЬ НА ЛЬГОТНЫЕ МЕСТА РУССКИХ ЗЭКОВ ЗА ОДНУ ЛИШЬ ИХ НАЦИЮ - ХОТЬ НАС В ОДНУ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЮ 15 МЛН. ПОГИБЛО: МНОГО НАС, СО ВСЕМИ НЕ ОБЕРЁШЬСЯ, ДА ДАЖЕ И В ГОЛОВУ НЕ ПРИХОДИЛО".
У него, писателя, душа болит за нацию, а между тем сам лично, когда "сидел", был заключенным, о нации меньше все-го помышлял, совсем даже неплохо устроился он нормировщиком, а потом и бригадиром. С. Бадаш, автор книги "Колыма ты моя, Колыма" /цит. по: Резник, стр. 409/, пишет о знакомстве с будущим знаменитым писателем - борцом за попранные права русского народа: "В бригаде Панина ходил зэк-нормировщик, постоянно с папочкой нормативных справочников, - это был Саша Солженицын". Так вот, возникает вопрос: может быть, тот самый "Саша Солженицын" - еврей?... Чего уж тут скрывать: ведь все мы тут свои люди...
Перечисляя фамилии злодеев - лагерных начальников, следователей, надзирателей, воспитателей, звучащие не по-русски, писатель всех их скопом называет /или обзывает?/ евреями. На каком, спрашивается, основании? Проверял ли он, писатель, их анкетные данные? Может быть, то был латыш, эстонец, венгр, этнический немец? Чего стоит только такой пассаж в книге. В одном её месте /стр. 337/ рассказывается о строительстве туннеля материк-Сахалин, проводившегося руками заключенных в одном из управлений ГУЛАГа, которое неофициально называли по имени его начальника - "трест Арайса".
"КТО БЫЛ ЭТОТ ТОВАРИЩ АРАЙС? - НЕ ВЕДАЮ. НО И СКОЛЬКО ПОГИБЛО У НЕГО В ШАХТАХ И В НЕДОСТРОЕННОМ ТУННЕЛЕ?"
ОH не знает, кто был Арайс, и мы не знаем. На всякий случай зачислим неведомого нам Арайса "в евреи". Одним больше - одним меньше, какая, собственно, разница? Когда мы, Солженицын и Анти-Солженицын, будем писать книгу о румынах, тогда там обзовём таинственного Арайса "румыном". А так - пусть пока остаётся евреем...
Сам по себе этот "научный метод" довольно оригинален. В народе он называется "навести тень на плетень". И наш пи-сатель весьма широко им пользуется, когда не владеет никакой конкретной информацией о "пятом пункте" своих персона-лий и, следуя принципу "презумпции виновности", любого негодяя с подозрительной фамилией тут же зачисляет в "евреи". Или даёт очень прозрачный намёк на возможную принадлежность лица к еврейству.
Реультативность подобного метода ошеломляет. Вот как, например, можно было бы написать, пользуясь вышеупомяну-тым методом, о самом писателе, размышляя о его возможной принадлежности к евреям (образец наш).
"...Разумеется, А.И.Солженицын по всей видимости не еврей, хотя, может быть, его болезненный интерес к еврейской теме, его познания и знакомства, его приверженность к еврейским энциклопедиям, старым и новым, изрезанным писате-лем вдоль и поперёк, и эти груды, сотни и сотни цитат о евреях, добытые ножницами и навеки наклеенные несмываемым клеем-клеймом на лик вчерашнего, нынешнего и будущего еврейства, его многодесятилетняя антисоветская-антирусская деятельность, многотомные труды, изданные за рубежом, у врагов России и всего истинно русского, его многочисленные читатели-почитатели "солженицеры", вдохновлённые им и впоследствии миллионами эмигрировавшие за рубеж, прочь из России, в Израиль, в Америку, его собственное двадцатилетнее отсутствие на родине, его безбедное и безоблачное пре-бывание в стане врага номер один России - в Америке, в этой цитадели мирового империализма и сионизма, не может не оставить впечатления, порой очень даже сильного, что сам лично писатель имеет какие-то еврейские корни и традиции, может быть где-то в предыдущих поколениях, когда-то принявших крещение-православие, хотя бы формально, совсем для галочки, и к тому же назойливая критика писателя со стороны советской пропаганды, уличавшая "литературного вла-совца Солженицера" в измене русскому-советскому народу как перебежчика в лагерь империализма, и всегда намекав-шая, что каждый диссидент - непременно еврей, никак впоследствии не опровергнутая писателем, всё это, вместе взятое, несомненно оставляет впечатление, что Александр Исаевич /Исай - по-древнееврейски означает "спасенье божье"/ Сол-женицын-Солженицер, по-видимому, где-то, немножко, все же, таки-да, чуть-чуть, еврей...".
Пусть он попробует затем оправдаться-отцепиться от этого ярлыка...
О войне и евреях
Война – больной вопрос для каждого из нас. Величайшая трагедия для всех народов XX столетия, особенно для стар-шего, воевавшего поколения. Естественно, что тема войны отражена и в книге "Двести лет вместе". Но как?
С одной стороны, писатель констатирует, что в Советской армии в то время воевало против общего врага много евре-ев - 270 генералов и адмиралов, среди них 4 командарма, 23 комкора, 72 комдива, 103 комбрига. И Героев Советского Союза, евреев, было 135 человек. И боевых орденов и медалей получили почти 124 тысячи евреев - военнослужащих.
"TEМ САМЫМ СРЕДИ ВСЕХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЕВРЕИ ЗАНИМАЮТ ПЯТОЕ МЕСТО ПО ЧИСЛУ НАГРАЖДЕННЫХ ПОСЛЕ РУССКИХ, УКРАИНЦЕВ, БЕЛОРУСОВ И ТАТАР".
С другой стороны, всего этого было совершенно не достаточно для людской молвы. И пистатель охотно и подробно объясняет - в чём заключалась эта молва. Оказывается, во вспомогательных частях и службах тоже было много евреев. Среди них военврачи, санитары, политруки, инженеры, штабисты, интенданты, писари, военные журналисты, эстрадные артисты и др.
"И ВСЯКОМУ БЫЛО НАГЛЯДНО: ДА, ТАМ ЕВРЕЕВ ЗНАЧИТЕЛЬНО ГУЩЕ, ЧЕМ НА ПЕРЕДОВОЙ".
Писатель повторяет это "народное впечатление" видимо для сведения нынешних и грядущих поколений антисемитов, хотя чуть раньше он же сам и опровергал его с цифрами на руках. Тон этих строк таков: дескать, лично я - "за" евреев, за их реальный вклад в дело победы. Но вот народ - он "против", и как, стало быть, мне, одиночке, спорить с мнением целого народа?...
"НО Я - ВИДЕЛ ЕВРЕЕВ НА ФРОНТЕ. ЗНАЛ СРЕДИ НИХ СМЕЛЬЧАКОВ".
Однако, чего стоят всякие цифры, всякие там объективные данные, против "народной молвы".
"И ПОСЛЕ ВОЙНЫ - КТО С ЭТИМ НЕ СТАЛКИВАЛСЯ? - ОСТАЛОСЬ В МАССЕ СЛАВЯН ТЯГОСТНОЕ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО НАШИ ЕВРЕИ МОГЛИ ПРОВЕСТИ ТУ ВОЙНУ САМООТВЕРЖЕННЕЙ: ЧТО НА ПЕРЕДОВОЙ, В НИЖНИХ ЧИНАХ, ЕВРЕИ МОГЛИ БЫ СОСТОЯТЬ ГУЩЕ".
Конечно, на взгляд сегодняшних патриотов, число генералов и орденоносцев - евреев ещё ни о чём не говорит. Воз-можно, они, евреи, путем "блата" и подкупа пролезли-проникли и в генералы-адмиралы, и в кавалеры орденов и в Герои. Но идём дальше. Писатель отмечает, что евреев было мобилизовано в армию всего 434 тысячи, то есть снова пятое ме-сто среди народов СССР. Но может быть все они подались во вспомогательные, небоевые службы армии? Тогда обра-тимся к данным официальной статистики, касающейся боевых потерь Советской армии. Статистическое исследование "Россия и СССР в войнах XX века" /M., Олма-Пресс, 2001/ показывает, что среди погибших в боях в годы Великой Отече-ственной войны евреев было 142,5 тысяч человек, или 1,644 процента от числа всех погибших /стр. 238/. По числу погиб-ших в этой сводке евреи снова занимают пятое место, после русских, украинцев, белорусов и татар. Много это или мало? В пределах, так сказать, "нормы", но писатель вопрошает - почему? Почему молва считает евреев почти невоевавшими?
"ПРОПОРЦИЯ ЕВРЕЕВ - УЧАСТНИКОВ ВОЙНЫ В ЦЕЛОМ СООТВЕТСТВУЕТ СРЕДНЕЙ ПО СТРАНЕ. ТАК ЧТО Ж - НАРОДНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ТОЙ ВОЙНЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРОДИКТОВАНЫ АНТИСЕМИТСКИМИ ПРЕДУБЕЖДЕНИЯМИ?".
И отвечает сам. В "массе славян", во-первых, остались воспоминания о двадцатых-тридцатых годах, когда евреи были у всех "на виду", вспомним крылатое: "десять лет как жизни нет"... Во-вторых, евреи, как жители городов, имели более высокий образовательный ценз по сравнению с большинством ещё в основном крестьянского населения России. Отсюда и врачи, и журналисты, и генералы-адмиралы. Но как всё это понять-оценить "массе славян", с которой наш писатель оп-ределённо солидарен? И тогда закономерно возникает и встречный вопрос.
А не осталось ли в "массе славян" тягостного ощущения, что по другую сторону линии фронта, в рядах вермахта и войск СС, против Советской армии воевало более 1 миллиона славян: русских, украинцев, белорусов? Не много ли? /См. газета "Аргументы и факты", .№20, 2002, стр.8/ По другим данным, число коллаборационистов, то-есть, попросту предате-лей, из числа советских граждан, достигало 1,1 миллиона человек, что составляло до 15 процентов от общего мобилиза-ционного потенциала Германии /газета "Европа-Экспресс", №25, 2002, стр. 17/. И евреев среди них по понятным, но умал-чиваемым причинам не было.
Хотя тут наш писатель и пытается как-то осветить отношение немецкого фашизма и советского руководства к евреям вообще, но приходит при этом к совершенно фантастическим размышлениям.
"В ГОДЫ ВОЙНЫ СОВЕТСКАЯ ПРОПАГАНДА НИКАК НЕ БИЛА ТРЕВОГУ В СВЯЗИ С УНИЧТОЖЕНИЕМ ЕВРЕЕВ В ГЕРМАНИИ, И ДАЖЕ ПРИКРЫВАЛА ПРОИСХОДЯЩЕЕ ТАМ – ОПАСАЯСЬ ВО ВРЕМЯ ТАКОЙ ВОЙНЫ ВОСПРИНИМАТЬСЯ СОБСТВЕННЫМ НАРОДОМ КАК ВЛАСТЬ ПРОЕВРЕЙСКАЯ".
Это надо понимать в том смысле, что Сталин и вся советская верхушка боялись, что народ ненароком узнает - из газет - что его власть, власть Советов, - проеврейская, и тогда народ, советский народ, возмутится и восстанет против этой власти, "проеврейской власти", и тогда - Сталину и ВКП(б) не позавидуешь!..
Зтот домысел из области фантастики, разумеется, не стоит и комментировать.
Троцкизм, космополитизм, сионизм
Автор книги "Двести лет вместе" пытается исследовать и природу советского государственного антисемитизма. Дейст-вительно, как так могло случиться, что советское государство, изначально якобы "проеврейское", стало вдруг антисемит-ским? Вот загадка!
Между тем, в истории уже были такие прецеденты. Малочисленная еврейская подпольная секта, изначально ставив-шая своей целью освобождение земли древнего Израиля от ига иноземных оккупантов, именно через интернационализм прошла последовательно все стадии до прямо противоположной. Еврейский национализм - еврейский интернационализм - еврейско-нееврейский интернационализм - нееврейский интернационализм без евреев - нееврейскиий интернациона-лизм против евреев, то есть - антисемитизм. Не узнаёте? Прошу любить и жаловать: это краткая схема эволюции католи-цизма – от малочисленной еврейской группки до всемирной антисемитской /в своё время/ организации... Это диалектика... В советской стране процесс прошёл много быстрее. В начале большинство евреев было автоматически зачислено в троц-кисты. Потом - в безродные космополиты. Затем - в друзья империализма. И, наконец, в потенциальные сионисты. Это тоже диалектика.
Итак, когда же начались "притеснения" евреев в СССР? Есть, собственно, две спорные даты: конец тридцатых и конец сороковых. Первая дата совпадает с "внезапной" дружбой с нацистской Германией, вторая - с началом "холодной войны" с Западом. По поводу первой даты недавно открылись новые интересные данные. Журнал «Наш современник», извест-ный своими разоблачениями «еврейских козней», разыскал и опубликовал в 1999 году (номер 12, стр. 214-221) совершенно секретную Инструкцию НКВД СССР от 1938 года под названием „Об основных критериях при отборе кадров для прохождения службы в органах НКВД СССР“, введенную в действие приказом Народного комиссара НКВД Л.П.Берия уже 21 декабря 1938 года. Инструкция запрещает принимать в „органы“ лиц с признаками дегенерации. Интересен сам перечень приводимых там признаков дегенерации, на которые должны были ориентироваться отделы и управления кадров НКВД: 1. Нервный тик или судороги лица. 2. Косоглазие. 3. Всякие дефекты речи. 4. Хронические мигрени. 5. Лошадиные зубы. 6. Родимые пятна. 7. Еврейское происхождение. 8. Самоубийцы. Вот это все – признаки дегенерации…Имеет смысл процитировать пункт 7 данного перечня полностью. „Для кадрового отбора в НКВД важно отсекать, в основном, лиц, у которых присутствует еврейская кровь. Вплоть до пятого колена необходимо интересоваться национальной принадлежностью близких родственников. Были ли в роду евреи. Все остальные межрасовые браки следует считать позитивными“ (стр. 215-216). Тут явно чувствуется влияние „научных исследований“ расовых проблем, проводимых в эти годы в „дружественной“ нацистской Германии. Своего рода обмен творческим опытом между „братскими партиями“ -- ВКП(б) и НСДАП. Таким образом, евреи, поставленные в списке НКВД СССР через запятую, где-то между „лошадиными зубами“ и „самоубийцами“, никак не могли быть „правящим классом“ в СССР, а уже к
1938 году явно подвергались ограничениям в правах и кое-каким притесне-
ниям.
Писатель вполне справедливо полагает, что рано или поздно советский режим должен был бы добраться и до евреев.
"ЕСЛИ ВНУТРИ СТРАНЫ ДУШИЛОСЬ ВООБЩЕ ВСЁ ЖИВОЕ - ТО КАК ОЖИДАТЬ, ЧТО НЕ БУДУТ ДУШИТЬ И СТОЛЬ ЖИВОЙ, ПОДВИЖНЫЙ НАРОД?".
Однако, если сам режим антирусский, то ему должно было бы глубоко начихать на евреев. А если нет, то, значит, к этим годам режим уже успел проэволюционировать от антирусского, как его обозвал Солженицын, к прорусскому, велико-державному. И тогда зря писатель столько лет с ним воевал: ведь борясь с прорусским советским строем, он, писатель, практически воевал с самим русским народом!
Так что же с датами начала антисемитизма? Писатель указывает на несомненный факт появления к середине тридца-тых годов новой "пролетарской" номенклатуры, которая, борясь за кастовые привилегии, столкнулась с тем обстоятельст-вом, что "приличные" места в обществе уже заняты, причем часто евреями.
"ТАКАЯ ВСТРЕЧА - НЕСОМНЕННО СОСТОЯЛАСЬ, ЭТО БЫЛА ИСТОРИЧЕСКАЯ <<СМЕНА ВАХТ>> НА СОВЕТСКИХ ВЕРХАХ, С ЕВРЕЙСКОЙ НА РУССКУЮ".
Похоже, так оно и было. Но, удивительно, что, вытолкав евреев из "теплых" мест, русская номенклатура на десятиле-тия вперёд сохранила негативное отношение к евреям вообще. Писатель и на этот счёт может что-то прояснить.
"ТОЛЬКО ЗАБЫТО ТО, ЧТО РУССКИХ-ТО ПОДЛИННЫХ – ВЫБИЛИ, ВЫРЕЗАЛИ И УГНЕЛИ, А ОСТАЛЬНЫХ ОМОРОЧИЛИ, ОЗЛОБИЛИ И ДОВЕЛИ - БОЛЬШЕВИСТСКИЕ ГОЛОВОРЕЗЫ, И НЕ БЕЗ РЕТИВОГО УЧАСТИЯ ОТЦОВ СЕГОДНЯШНИХ МОЛОДЫХ ЕВРЕЙСКИХ ИНТЕЛЛИГЕНТОВ. НЫНЕШНИХ - РАЗДРАЖАЮТ ТЕ ХАРИ, КОТОРЫЕ ПОДНЯЛИСЬ С 40-Х ГОДОВ НАВЕРХ, В СОВЕТСКОЕ РУКОВОДСТВО, - ТАК И НАС ОНИ РАЗДРАЖАЮТ. НО ЛУЧШИХ - ВСЕХ ВЫБИВАЛИ, НЕ ОСТАВЛЯЛИ". Напомним, однако, что и евреев выбивали не меньше...
Отдельно стоит вопрос о роли Сталина в разжигании антисемитизма. Был ли Сталин антисемит, или не был, сегодня глубоко безразлично. Человек, для которого ничего не стоили соратники, друзья, родные, включая собственных детей, надо полагать, одинаково ненавидел всех. И конечно, если евреи попадались ему под руку, он с ними не церемонился. Однако писатель всё равно пытается понять "загадочную славянскую душу" грузина И.В. Сталина в его ненависти к евре-ям.
"НО НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬСТВО К НИМ, НАДО ДУМАТЬ, ОБИТАЛО В ЕГО СЕРДЦЕ ПОСТОЯННО... ОДНАКО, ШИРОКИМ ФРОНТОМ БОРЯСЬ ПРОТИВ ТРОЦКИСТОВ, ОН, КОНЕЧНО, ВИДЕЛ ДЛЯ СЕБЯ И ЭТУ СТОРОНУ: ЕЩЁ РАССВОБОДИТЬСЯ, СОКРАТИТЬ ВЛИЯНИЕ ЕВРЕЕВ В ПАРТИИ".
Здесь писатель, как истинный художник слова, намеренно усложняет простые вещи. К тому же вождь "ОДНАКО И ПОНИМАЛ НЕРАЗРЫВНУЮ СВЯЗЬ МИРОВОГО ЕВРЕЙСТВА С АМЕРИКОЙ, СВОИМ ВРАГОМ ОТ ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ".
Разумеется, это всё досужие домыслы. Вначале евреев подозревали в связях с Германией /до, во время и после ре-волюции/, потом - с зарубежным троцкизмом, потом - с Америкой, а в самом конце - с Израилем.
Но писатель видит некий мистический смысл в том, что после объявления о "деле врачей" в 1953 году вождь прожил всего только 51 день... И умер именно в день Пурим, когда библейская Эсфирь спасла евреев древней Персии от уничто-жения. И - глубокомысленно заключает: "УЖЕ КОТОРЫЙ РАЗ ИМЕННО ЕВРЕИ - ПОДТОЛКНУЛИ ЗАСТЫВШУЮ ИСТОРИЮ ВПЕРЁД". Каким образом "подтолкнули"? - непонятно.
Но, оказалось, что евреев не так-то просто вытурить из советской общественной жизни, сокрушается писатель.
"МНОЖЕСТВО ЕВРЕЙСКИХ ИМЕН В ТЕХНИКЕ, В НАУКЕ И ЕЁ ПРИЛОЖЕНИЯХ, -СКОЛЬКО ЖE ЛУЧШИХ СИЛ НЕСКОЛЬКИХ ЕВРЕЙСКИХ ПОКОЛЕНИЙ БЫЛО БРОШЕНО ИМЕННО В НАУКУ И ТЕХНИКУ... ИЗОБИЛИЕ УСПЕШЛИВЫХ ТАЛАНТОВ. НО, ЗНАТЬ, И СОЦИАЛЬНАЯ ДОРОГА БЫЛА ИМ ОТКРЫТА".
Писатель, разумеется, ничего не слышал об ограничениях для евреев при поступлении в ВУЗы, на работу, в загранко-мандировки, во властные структуры... Но и те, что оказались внутри советской науки, вызывают сильное сомнение у писа-теля своей профессиональной компетентностью. Ибо в России настоящим ученым может быть только русский человек, а никак не еврей:
"И НАХЛЫНУЛ В РУCCKИE ИСТОРИКИ ТРЕТИЙ И ЧЕТВЕРТЫЙ СОРТ, И ПОТОМ ПОЛВЕКА ДУРИЛИ НАС. КОНЕЧНО, И РУССКИХ ХАЛТУРЩИКОВ ТАМ ВЫДВИНУЛОСЬ НЕМАЛО, НО И ЕВРЕЙСКИЕ ЖЕ НЕ УПУСТИЛИ ВАКАНСИЙ". А где, спрашивается, был "первый" и "второй" сорт? Писатель не уточняет, но мы знаем, что отсев на подступах к науке был жё-сткий.
Описывая далее хорошо известную историю государственного антисемитизма в СССР, писатель попрекает сегодняш-них евреев их отцами и дедами.
"И ПОЧЕМУ ЖЕ 30-40 ЛЕТ НАЗАД ГЛАЗА МНОЖЕСТВА ЕВРЕЕВ НА СУТЬ СОВЕТСКОГО СТРОЯ НЕ ОТКРЫВАЛИСЬ - А ТЕПЕРЬ ОТКРЫЛИСЬ? ЧТО ИХ ОТКРЫЛО? ДА ВОТ ИМЕННО В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ ТО, ЧТО ЭТА ВЛАСТЬ ВДРУГ ПОВЕРНУЛАСЬ И САМА СТАЛА ТЕСНИТЬ ЕВРЕЕВ".
Нехорошо, дескать, господа евреи, думать только о себе. Надо было вам ещё 30-40 лет назад задуматься. А еще лучше - 50-70 лет назад задуматься... Но ведь тогда советская власть начиналась именно как власть братства всех наро-дов. И чему тут удивляться, что миллионы в это поверили. Верили, пока сами с этим не столкнулись.
Вообще, притеснения по национальному признаку в СССР начались в оснвном в годы войны, когда целые народы были объявлены "врагами народа" и подлежали депортации. Так что упрёк евреям послереволюционного и довоенного времени несправедлив. Но этот упрёк прямо адресован евреям 60-70 годов.
"ЕЩЕ У МНОГИХ ДОЛГО НЫЛИ В МЫСЛЕННОМ ОБРАЗЕ <<ЗАПЫЛЁННЫЕ КОМИССАРСКИЕ ШЛЕМЫ>>. НО ВЫБОРА УЖЕ НЕ БЫЛО. И СОВЕТСКИЕ ЕВРЕИ ОТЛОЖИЛИСЬ ОТ КОММУНИЗМА. И ТЕПЕРЬ, ОТПАДАЯ, ОБРАТИЛИ ПРОТИВ НЕГО СВОЙ ФРОНТ. И ВОТ ТУТ БЫ - С ОЧИЩАЮЩИМ РАСКАЯНИЕМ - САМИМ СКАЗАТЬ О ПРЕЖНЕМ ДЕЯТЕЛЬНОМ УЧАСТИИ В ТОРЖЕСТВЕ СОВЕТСКОГО РЕЖИМА И СЫГРАННОЙ ЖЕСТОКОЙ РОЛИ. НЕТ, ПОЧТИ НЕТ".
Но ведь внук за деда не отвечает. Спросите у Егора Гайдара - покаялся ли он за деда - Аркадия Гайдара? Вопрос этот вообще ставить неприлично. Можно сказать по-другому: когда "родина позвала"- и дед, и внук встали в первые ряды "бор-цов"... Но вернёмся к нашим евреям.
"К0ГДА Ж ИМЕННО ЭТО СЛУЧИЛОСЬ, ЧТО ЕВРЕИ ИЗ НАДЁЖНОЙ ПОДПОРЫ ЭТОМУ РЕЖИМУ ПЕРЕКИНУЛИСЬ ЕДВА ЛИ НЕ В ГЛАВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ? СКАЗАТЬ БЫ, ЧТО ЕВРЕИ - И ВСЕГДА ЗА СВОБОДУ? НЕТ. МЫ ВИДЕЛИ СЛИШКОМ МНОГИХ ИЗ НИХ ТРУБАЧАМИ НАШЕГО ФАНАТИЗМА. НО ВОТ – ОНИ ОТЛОЖИЛИСЬ. И БЕЗ НИХ - ЕЩЁ И САМ СТАРЕЯ - БОЛЬШЕВИСТСКИЙ ФАНАТИЗМ НЕ ТОЛЬКО ПОТЕРЯЛ В ГОРЯЧНОСТИ, НО ДАЖЕ И ПЕРЕСТАЛ БЫТЬ ФАНАТИЗМОМ, ОН ПО-РУССКИ ОЛЕНИВЕЛ, ОБРЕЖНЕВЕЛ."
Самокритика - это хорошо. Но писатель видит новый сокровенный смысл в том, что советский строй стал третировать евреев, а те, в свою очередь, отказали ему в своей поддержке.
"И ТАК, ОСОЗНАВ УЖЕ СВОЁ ЯВНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ СОВЕТСКОМУ РЕЖИМУ, -ЕВРЕИ СТАЛИ В ОППОЗИЦИЮ ЕМУ, ПО СВОЕЙ РОЛИ В ОБЩЕСТВЕ - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ... И С ТЕХ ПОР ЕВРЕИ ДАЛИ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ПОПОЛНЕНИЕ «ДЕМОКРАТИЧЕСКОМУ ДВИЖЕНИЮ», «ДИССИДЕНТСТВУ» - И СТАЛИ ПРИ ТОМ ОТВАЖНЫМИ ЧЛЕНАМИ ЕГО".
Тут нет никакой тайны - если тебя преследует власть, то ты, естественно, не будешь её поддерживать. Но "тайны" ев-рейского участия или неучастия во власти следуют дальше. Оказывается, неучастие евреев во власти, таиственным обра-зом ставит крест на этой самой власти,
"КОГДА-ТО ОНИ ЛИЛИСЬ ДРУЖНО И НАСТОЙЧИВО ПОДДЕРЖИВАТЪ СОВЕТСКИЙ РЕЖИМ, - И БУДУЩЕЕ БЫЛО НЕСОМНЕННО ЗА НИМ. НО ВОТ - ЕВРЕИ СТАЛИ ОТКЛАДЫВАТЬСЯ ОТ НЕГО, СПЕРВА МЫСЛЯЩИЕ, А ПОТОМ И МАССОЙ, - И НЕ ЗНАЧИТ ЛИ, ЧТО ЕГО ГОДЫ СОЧТЕНЫ? ПРИЗНАК".
Мистика какая-то! И власть, режим, без евреев, стало быть, обречены?... Писатель развивает своё религиозное пред-чувствие дальше.
"В КОНЦЕ 60-Х ГОДОВ, КОГДА Я ПРОВЕРЯЛ СВОЁ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО КОММУНИСТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ - ВЕДЬ ОБРЕЧЁН ЖЕ? ОБРЕЧЁН! - МЕНЯ ЗНАЧИТЕЛЬНО ПОДДЕРЖИВАЛО ТО НАБЛЮДЕНИЕ, ЧТО ВОТ - И СТОЛЬКИЕ ЕВРЕИ ОТШАТНУЛИСЬ ОТ НЕГО".
Ну уж если и евреи отшатнулись - хана! Да-а, плохи дела у русского народа, хочет нам втолковать писатель. Вначале - варяги, потом - немцы, затем - евреи... А без чужаков, видать, никак не организовать русское государство и нормальную жизнь в нём. Нет, не верит А.И. Солженицын в русский народ, не верит.
Останавливаясь на роли Запада в развитии "еврейского вопроса" в СССР, писатель отмечает его, Запада, безразли-чие к другим нациям и народностям великого Союза. Когда Сталин в 30-е годы говорил западным корреспондентам, что антисемитизм в СССР карается законом, ибо коммунизм есть интернационализм, то писатель увидел в этом нечто иное.
"И ТОЛЬКО ОДНУ-ЕДИНСТВЕННУЮ НАЦИЮ В СССР ВЫДЕЛИЛ ТАКИМ ОБРАЗОМ... В СОВЕТСКОЙ ПРЕССЕ ЭТО НЕ БЫЛО НАПЕЧАТАНО, ОНО ПРОИЗНОСИЛОСЬ ДЛЯ ЭКСПОРТА".
Это упрёк не только Западу, но и лично И.В. Сталину, взявшего под защиту - на словах, разумеется, - евреев. А почему это Запад был столь озабочен положением евреев в СССР? Разумеется, до войны, борьба с троцкизмом, в которой уда-лялись и были репрессированы в значительной мере евреи, уже могла создать впечатление государственного антисеми-тизма. А после войны это был уже сам, явным образом, государственный антисемитизм. Информация доходила до Запа-да, но советский режим, всё отрицая, был непреклонен; евреи - есть, а вопроса - нет!
"И ДАЛЬШЕ, И УЖЕ ДО САМОГО СВОЕГО УМИРАНИЯ ПРИ ГОРБАЧЁВЕ, ЭТА ВЛАСТЬ ВСЁ ПРОДОЛЖАЛА КАМЕННО ТВЕРДИТЬ: НИКАКОГО ЕВРЕЙСКОГО ВОПРОСА НЕТ, НЕТ И НЕТ! /ЗАМЕНИЛИ «СИОНИСТСКИМ»/".
Дальше - опять мистика. Оказывается, все противоречия с Западом, можно сказать, вся "холодная война", были затея-ны империалистами сугубо из-за евреев и их положения в СССР.
"И ЛИШЬ КОГДА КОСНУЛОСЬ ОТДЕЛЬНО ЕВРЕЕВ - ТУТ ЧЕРЕЗ ВЕСЬ ЗАПАД ПРОБИЛА ИСКРА ЖИВОГО СОЧУВСТВИЯ, И НАЧИНАЛИ ПОНИМАТЬ, ЧТО ЭТО ЗА РЕЖИМ".
То есть, империализм не просто намеревался сокрушить "цитадель мира и социализма", он, нехороший, хотел лишь вызволить из неволи бедных советских евреев.
"НА ЗАПАДЕ ОФИЦИАЛЬНЫЙ АНТИСЕМИТИЗМ СТАЛИ НАЗЫВАТЬ «САМЫМ ОСТРЫМ ВОПРОСОМ» В СССР /НЕ ВИДЯ В СТРАНЕ ДРУГИХ, ОСТРЕЕ/ ИЛИ «САМОЙ ЗАПРЕТНОЙ ТЕМОЙ»". Вот из-за чего и весь сыр-бор разгорелся ме-жду двумя мирами - двумя системами. Однако, так и хочется сказать: писатель! Не завидуйте евреям!...
Но и западные коммунисты оказались в этом вопросе не на высоте, заодно со своими хозяевами - воротилами большо-го бизнеса.
"В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС УВЕРЕННО СТАНОВИЛСЯ В ЦЕНТРЕ ЗАПАДНО-КОММУНИСТИЧЕСКИХ ЗАБОТ".
Вот видите, вместо того, чтобы готовить пролетарские революции в своих странах, эти коммунисты стали критиковать СССР и тот "реальный социализм", который мы тогда имели. Предательство коммунистических идеалов и классовых ин-тересов, да и только. Однако действительно худо было евреям в позднем СССР, констатирует писатель.
"А ВЕРНЕЙ, КАК ПОЗЖЕ ПИСАЛ ЕЩЁ ОДИН АВТОР: ЕВРЕЯМ В СССР И «НЕ ДАЮТ АССИМИЛИРОВАТЬСЯ», И «НЕ ДАЮТ БЫТЬ ЕВРЕЯМИ»".
Что было - то было. И тогда появилась возможность /или проблема?/ эмиграции из СССР. Под давлением Запада со-ветский режим пошел на уступки - разрешил в индивидуальном порядке, в целях всего лишь "воссоединения семей", вы-езжать на ПМЖ за рубеж отдельным евреям. И опять зависть: "НО ПРАВА ВЫЕЗДА НЕ БЫЛО НИ У КОГО, НИКОГДА". А вот неверно - право выезда было у этнических немцев. Сегодня их в Германии уже 3 миллиона, а процесс их выезда из СССР начался с 50-х годов. А еще выезжали поляки, армяне, греки.
"ДА, СПАСАТЬСЯ С КОРАБЛЯ НА ЛОДКАХ - КОНЕЧНО, ВЫНУЖДЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ. НО ИМЕТЬ ЛОДКУ - ОГРОМНАЯ ПРИВИЛЕГИЯ. И ПОСЛЕ ИЗНУРИТЕЛЬНОГО СОВЕТСКОГО ПОЛУВЕКА - У ЕВРЕЕВ ОНА ВДРУГ ОКАЗАЛАСЬ, А У ОСТАЛЬНЫХ - НЕТ ".
Надо заметить, что пристальное внимание Запада к "еврейскому вопросу" в СССР имело в своей основе осознание трагедии еврейского народа во Второй мировой войне, которую - трагедию - писатель Солженицын, собственно, как-то и не заметил. Если спросить любого нормального человека: что случилось в двадцатом веке между немцами и евреями, то ответ будет, естественно, Холокост. Но великий русский писатель А.И.Солженицын, разумеется, понятия не имеет о том, что там такого произошло. Он знает, и охотно делится с нами, что в двадцатом веке единственной проблемой, вставшей между немцами и евреями, была проблема Баварской Советской Республики в 1919 году, о чем мы писали выше. Больше проблем, по Солженицыну, не было…
Однако вернемся к выездам из СССР.
Выезжали тогда не только отдельные лица отдельных национальностей. Многим активным диссидентам КГБ предла-гало "добровольно эмигрировать по еврейской линии". А на возражение - да я же не еврей, следовал ответ: a мы - не бю-рократы...
"И НА ВЕСЬ МИР РАСШУМЕЛ ТОРГ АМЕРИКАНСКОГО КАПИТАЛА: БУДЕМ ПОМОГАТЬ СОВЕТСКОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ, ЕСЛИ ВЫПУСТИТЕ ИЗ СТРАНЫ - ИМЕННО И ТОЛЬКО ЕВРЕЕВ".
О чём говорит этот факт, непонятно. Радоваться надо - меньше евреев, меньше влияния на судьбы русского народа. Но писатель вроде-бы и не рад вовсе. Теперь, кажется, уже понятно, почему евреи стали уезжать. Но писатель, подробно объяснив объективные причины, толкавшие евреев в эмиграцию, тут же упрекает их в "национализме". Дескать, не надо было уезжать. Он наверное не знает, что впервые большинство советских евреев, и пишущий эти строки в том числе, уз-нало о том, что они - евреи, только в отделах кадров и в парткомах госучреждений. Нет, уверяет нас писатель, всё было не так.
"ДА, ПОСТРАДАЛА В ЭТИХ ЛЮДЯХ КУЛЬТУРА, ИХ ВОСПИТАВШАЯ, СОЗДАВАЛСЯ «СОВЕТСКИЙ ЧЕЛОВЕК», НО ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ПОКАЗАЛИ, ЧТО И СОХРАНИЛСЯ, НЕ УНИЧТОЖЕН БЫЛ В НИХ ОСТАТОК ЕВРЕЙСКОГО САМООЩУЩЕНИЯ".
Да ведь это не самоощущение было, а "ощущение" со стороны партийно-кэгэбешного аппарата! Ну и совсем фанта-стическое предположение затем. "ЕВРЕЙСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ В СССР - КРЕПЛО, ПРОХОДЯ ЧЕРЕЗ ИСТОРИЧЕСКИЕ РУБЕЖИ, ПОСЛАННЫЕ ЕВРЕЯМ В XX ВЕКЕ". Это в том смысле, что когда открылась возможность "бежать", евреи "по-бежали".
Приходится повторить, что евреи-эмигранты не чувствуют себя евреями в эмиграции - в Израиле, в Америке, в Герма-нии. Все они - русские по духу, по самоощущению, по ностальгии, по самоидентификации. Так что некое "еврейское само-сознание", о котором рассказывает нам сказки писатель, - это миф!
Ну и задним числом упрекает он советских евреев в том, что они, ещё живя в СССР, уже видели себя в перспективе вне страны Советов, и потому, стало быть, уже были "плохими гражданами" страны: "РАССЛАБЛЯЮЩЕЕ ЧУВСТВО ТОГО САМОГО ДВОЙНОГО ПОДДАНСТВА... ЕВРЕЙ, ЖИВУЩИЙ В СТРАНЕ, ПРИНАДЛЕЖИТ НЕ ТОЛЬКО ЭТОЙ СТРАНЕ - И ПОТОМУ ЕГО ЧУВСТВА НЕИЗБЕЖНО ДВОЯТСЯ".
Отсюда, дескать, и антисемитизм, и ограничения в правах со стороны дальновидного советского государства. Могу лично заверить писателя, что нет этого самого "двоения чувства", а есть только одно чувство подданства - подданства России.
Зато сам писатель несомненно был "хорошим гражданином" своей страны - Советского Союза, за что и был лишён ею её гражданства...
Продолжение следует
|
|