Шели Шрайман, Ян Топоровский. Зачем бы создан рай в аду? (часть вторая)
Дата: Sunday, May 08 @ 00:00:00 MSD Тема: Holocaust
Журналистское расследование
Зачем бы создан рай в аду?
Часть вторая: тайные списки
Итак, зачем был создан рай в аду? Кто и для чего создавал еврейские лагеря в Финляндии, воюющей на стороне Германии? Этими вопросами задавалась и Сэра Бейзер, финская еврейка. В Израиль она репатриировалась в 1974-м. Никаких личных мотивов, побуждавших к поиску ответов на них, у нее не было. Отец и дядя Сэры, отслужив в финской армии и сражаясь против СССР во время Второй мировой войны, благополучно вернулись домой. Никто из ее родственников не был в числе пленных.
Тем не менее она начала свои разыскания.
- Я писала научную работу о советских солдатах-евреях, захваченных в плен на финско-советском фронте Второй мировой войны. Когда я приступила к работе, то обнаружила, что написано об этом очень мало. Мне удалось найти всего одну книгу на эту тему, принадлежавшую перу не историка-исследователя, а частного лица - человека, собиравшего свидетельства в течение многих лет. Прочитав ее, я отправилась в Хельсинкский архив Второй мировой войны и нашла там много документов, которые подтверждали написанное в книге. Возможно, когда книга вышла в свет, появились и публикации, опровергающие приведенные в ней свидетельства, поскольку эта история затрагивает честь финнов, но я этих публикаций не видела. Финны не хотят касаться этой темы, им не хочется вспоминать, что они были союзниками немцев в той войне. Им легче признать, что после Северной войны 1939-1940 годов они - из-за сложившегося положения - были вынуждены выступить вместе с немцами против России.
- О каком числе советских пленных идет речь?
- В книге приводится такая цифра - 64.188 военнопленных, захваченных финской армией в разное время. Часть этих людей находилась в Лапландии, часть - на юге.
- Как сложилась их судьба?
- В конце 1944-го финны вернули в Россию 44.453 военнопленных. То есть между двумя цифрами существует разница в 19.735 человек. Что случилось с этими людьми? Финские историки утверждают, что поскольку зима 1942-го была очень суровой, многие военнопленные умерли от болезней (согласно статистике, уровень смертности военнопленных достигал 29,1 процента, это достаточно высокий показатель среди аналогичных показателей в мире).
- Сколько евреев было среди советских военнопленных?
- Если взять за исходные данные тот факт, что в начале войны евреи составляли 2,5 процента населения СССР и что такой же процент евреев был и среди пленных, то это означает, что в финском плену находилось около 1660 евреев. Однако если учесть, что на финском фронте воевали в основном солдаты, мобилизованные в Ленинграде, где процент еврейского населения был более высок, то следовало бы считать, что и пленных евреев могло быть больше. Известно и такое обстоятельство: до конца 1942 года существовал смешанный лагерь, а в конце 1942-го евреев отделили, создав для них отдельный лагерь. Их не уничтожили, но почему-то отделили. О причинах мы можем только гадать. Я говорила с доктором Ицхаком Арадом, бывшим директором мемориала Яд ва-Шем, который пишет большую работу о России в период Второй мировой войны, и в частности - о советских военнопленных. Мы пришли к выводу, что, возможно, финны отделили евреев на всякий случай, ожидая, каким будет исход войны, и если немцы победят - собирались передать им евреев.
ИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ СЭРЫ БЕЙЗЕР "Советские военнослужащие - евреи в финской плену в период Второй мировой войны (1941-1944)":
Финские войска начали наступление 19 июля 1941 года, имея на этом участке фронта значительное численное превосходство над силами противника. Финны продвигались безостановочно, их наступление продолжалось до декабря 1941 года, когда финны вышли к реке Свирь, соединяющей Онежское озеро с Ладожским. Здесь они заняли рубежи, на которых продержались весь долгий период войны, войска находились в этом своеобразном тупике два - два с половиной года. Советские войска понесли в боях с финнами весьма значительные потери, большое количество пленных было захвачено на начальной стадии войны.
Всего за время боевых действий на советско-финском фронте было пленено 64.188 военнослужащих, из них 44.453 были возвращены Советскому Союзу в соответствии с договоренностью, достигнутой в сентябре 1944-го. 29 процентов военнопленных (примерно 18.700 человек) умерли в финских лагерях. Основной причиной их смерти стал жестокий голод, финны не обеспечивали лагеря достаточным питанием. Часть заключенных была расстреляна, некоторые умерли от болезней, ставших следствием тяжелых условий содержания.
В первых приказах генерального управления внутреннего фронта (которому было поручено наблюдение за военнопленными), изданных 29 июня 1941 года, прямо говорилось: "военнопленные должны содержаться в гуманных условиях". Эти же приказы вводили разделение военнопленных на следующие группы: офицеры, политруки, низший командный состав, рядовые, младший командный состав и рядовые, позитивно настроенные в отношении Финляндии.
Финское командование взяло на себя обязательство сообщать сведения о военнопленных и о лагерях, в которые они помещались, финскому Красному Кресту. В частности, туда была направлена информация об образовании распределительных лагерей в Наараярви. На каждого военнопленного, помещенного в лагерь, заполнялась специальная карта, копия которой посылалась в Красный Крест, и военнопленному присваивался личный номер, который сопровождал его всюду, куда бы его ни перемещали. Личный номер военнопленного не отражал его национальности. Национальность указывалась в личных карточках военнопленных.
В первый год после начала войны советские военнопленные-евреи изоляции не подвергались.
Точное количество советских военнопленных-евреев, захваченных финнами, не известно до сих пор. Имеющиеся данные были собраны на основе записей в идентификационных карточках военнопленных, которые включали графу - национальность, эти карточки военнопленные заполняли сразу по прибытии в лагерь... Однако эти данные неточны, поскольку очевидно, что многие военнопленные пытались скрыть национальность. Эту причину еврейская община Финляндии времен войны отметила в качестве главной, объясняя, почему среди советских военнопленных удалось насчитать всего 200-300 евреев, в то время как в соответствии с пропорциональной долей евреев в общем составе населения СССР (около 6 процентов) среди советских военнопленных в Финляндии должно было быть не менее 1660 человек. Доказательством правоты этого объяснения может быть и случай, произошедший, например, с бывшим пленным Шимоном Янтовским, который индентифицировал себя как "русского".»
ИЗ ИНТЕРВЬЮ С СЭРОЙ БЕЙЗЕР
- Сложилось мнение, что в еврейском лагере содержание было весьма сносным. Так ли это?
- Да, существует и такое мнение - якобы условия в еврейском лагере были лучше, чем в смешанном. В Маале-Адумим проживает бывший узник такого лагеря, Шимон Янтовский. Его пригласили в Финляндию, снял, фильм. После демонстрации этой ленты по телевидению финская общественность узнала, что в 1943-м на территории страны был еврейский лагерь, куда финская еврейская община даже посылала вино и мацу на Пэсах. Одним словом, в 1943-м положение было отнюдь не плохим. Ну а о том, что происходило до 1943-го, в фильме не говорится.
- А вы, после того как поработали в архиве, можете ответить на этот вопрос - что происходило с военнопленными в Финляндии до 1943 года?
- Думаю, что да. Я наткнулась в архиве на карточки военнопленных. Среди них - карточка Исая Давидовича и примечание: "отправлен в 1942-м году". Я стала искать - куда? И нашла. Он был отправлен к немцам. Я продолжила поиск и обнаружила большой список - 1581 военнопленный. Их переправляли к немцам, и среди них было немало евреев. Если бы это происходило только в 1941-м, когда финны еще могли не знать, что ждет евреев у немцев! Но речь шла также о 42-м и 43-м! Тут я должна сделать две существенные оговорки. Во-первых, известна история о восьми еврейских беженцах (1938-1939 годы), которых финны выдали немцам в ноябре 1942-го. Из них уцелел всего один. Финны признают этот факт, и сегодня в Финляндии даже поговаривают, что надо бы установить памятник этим погибшим. Зато в Израиле, рядом с Иерусалимом, есть финская (нееврейская) деревня "Яд ха-Шмона" ("Память о восьми"), названная в память о тех, выданных немцам, беженцах. До сего времени официально считалось, что других евреев немцам не выдавали. После вашей статьи, возможно, придется название деревни изменить. В списке военнопленных, переданных Германии (список отпечатан по-русски), значатся 445 фамилий. В отпечатанном на финском языке списке пленных, переданных Германии, значится 1581 фамилия. По моему мнению, доверия заслуживает финский список, поскольку существуют доказательства, что 501 военнопленный был передан Германии единовременно, и произошло это на полуострове Ханко 5 января 1943 года. Таким образом, я утверждаю, что таких - выданных -заключенных было несколько десятков, а может, и сотен. Для того чтобы назвать точную цифру, надо продолжить архивные поиски. Во-вторых, должна подчеркнуть, что финны не отправляли немцам евреев целенаправленно. Они отправляли "политруков", действовавших против интересов Германии и Финляндии. Среди этих "политруков" были и евреи. То есть речь идет о политической акции. Другое дело, что в 1943-м финны не могли не знать, что евреев в немецких лагерях уничтожают.
ИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ СЭРЫ БЕЙЗЕР:
«Смертность военнопленных в первый период войны была очень велика. За первое полугодие войны погибло 2369 человек, в течение второго - скончалось 11.863 пленных. Условия пребывания в лагерях были тяжелыми. Ш. Янтовский в воспоминаниях описывает голод, холод, расстрелы военнопленных и даже случаи каннибализма в лагере в городе Кон-допога в Карелии. В некоторых случаях в числе охранников лагерей были уголовные элементы, разжалованные из армии. Они проявляли по отношению к пленным особую жестокость. Одним из свидетельств пронацистской политики, проводимой в лагерях, были развешанные на стенах бараков портреты Гитлера, которые были убраны только после заключения перемирия (1944 г).
Постепенно оптимизм Финляндии, вызванный успехами немцев на советском фронте в 1941 году, стал спадать. Германская военная машина дала сбой в жестоких русских холодах 1942-го. Отношение к военнопленным значительно изменилось после того, как маршал Маннергейм вывел управление лагерями из-под ведомства Гражданской обороны и полностью подчинил его Верховному командованию. Это могло быть следствием не только разгрома германских войск под Сталинградом, но и, в частности, результатом публикаций, появившихся в Швеции. Военнопленные стали получать гуманитарную помощь от финского Красного Креста. В Финляндии произошла смена политической власти, и ряд министров, поддерживаемых Германией и известных как "министры войны", вынуждены были уйти в отставку. Восстановление мира стало основной задачей нового правительства. После наступления советских войск на Карельском перешейке в июне 1944-го - 19 сентября 1944 года было подписано перемирие между СССР и Финляндией. Согласно этому перемирию, 44.453 военнопленных были депортированы в Советский Союз. В финском плену находилось 64.188 военнослужащих, из них погибло около 18.700 человек, что составило 29,1 процента от общего числа взятых в плен.
ИЗ ИНТЕРВЬЮ С СЭРОЙ БЕЙЗЕР
- Вы обнаружили списки советских военнопленных,
которых отправляли в Германию. Скажите, в них указывалась национальность?
- В этом-то и весь ужас. Финны, распределяя военнопленных по группам, скрупулезно указывали: молдаване, украинцы, евреи, белорусы, татары, киргизы, якуты. Они не забыли даже маленькие народы. К чему бы финнам делать такое деление? Более того, каждый месяц они составляли отчеты о численности лагеря, и там прослеживается это деление. Вот, например, список: "казахи - 62, узбеки - 23, евреи - 53..." То есть финны точно знали, кто находится в их лагерях.
- Известно, что евреи, попадая в лагеря, старались не указывать свою национальность.
- Да, подобное происходило в финских лагерях. Так, в личной карточке Янтовского значится "русский". Но что мне бросилось в глаза - например, военнопленный Шимон Фридман назвался белорусом, а финны засомневались. Видите, слово "белорус" перечеркнуто и исправлено на слово "еврей". А в некоторых карточках и вовсе написано -"жид".
ИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ СЭРЫ БЕЙЗЕР
«Евреи до пленения служили в разных частях Красной армии и проживали в разных районах Советского Союза, в основном же, однако, они были из Ленинграда. Евреи распределялись по лагерям вместе с русскими, при этом последние составляли значительное большинство. Всего в Финляндии насчитывалось 32 лагеря. Например, по данным военного архива в августе 1942 года 98 евреев числилось в лагере в Сортавала. В лагере в Выборге находилось 53 еврея.
Офицеры-евреи помещались в офицерском лагере, а евреи-политработники находились в лагере вместе с другими политработниками. Трое военнопленных-евреев были переданы из Финляндии в Эстонию и там попали в руки гестапо.
Судьба еврейских военнопленных в Финляндии отразила не идейный расизм или нацизм финнов, а распространенное в народе недоверие к "чужим" (ксенофобию). В 1938-1939 годах в Финляндию переправилось около 200 евреев, бежавших из стран, захваченных к этому времени Германией. Летом 1942 года беженцы-мужчины были перемещены в Лапландию, неподалеку от расположения немецких войск.
Судьбой евреев была обеспокоена еврейская община Финляндии. Напряженность среди евреев Финляндии достигла пика в октябре-декабре 1942 года, во время так называемого кризиса беженцев. Еврейским беженцам из Центральной Европы помогал комитет беженцев, учрежденный общиной евреев Хельсинки еще в 1938 году. Финские еврейские семьи сосредоточили свои усилия на помощи финским солдатам-евреям и их семьям, принимая евреев, эвакуированных из Виппури, и помогая более чем 200 еврейским беженцам из Центральной Европы, которые пытались найти в Финляндии временное убежище.
В декабре 1942-го в Германию было депортировано 8 евреев. Факт передачи беженцев в Германию вызвал острое осуждение на страницах шведской печати.
В октябре 1942 года член комитета беженцев Авраам Стиллер был уведомлен о предстоящей отправке в Эстонию с последующей передачей в руки немцев группы еврейских беженцев. Он немедленно обратился к министру финансов Вайно Таннеру и предотвратил депортацию. Однако 6 ноября 1942 года восемь еврейских беженцев вместе с 19 другими советскими людьми были возвращены в Таллинн и переданы в руки нацистов. Только один из этих людей сумел пережить Холокост. Случай депортации вызвал дебаты в Финляндии и получил широкое освещение в прессе Швеции.
Эмиссар Сохнута в Швеции С. Адлер-Ру-дель (1894-1975), вероятнее всего получивший информацию от финских евреев в Стокгольме, описал ситуацию, в которой находились еврейские заключенные: "Их положение ужасающе, они получают только половину от рациона солдат (финских) и выполняют тяжелые физические работы. Немцы вместе с некоторыми финскими офицерами настаивают на том, чтобы условия содержания евреев были плохими, все это сопровождается антисемитской пропагандой среди заключенных других национальностей". Если даже пропаганда не достигала большого успеха, она в любом случае способствовала ухудшению положения заключенных евреев. Юси Неймес, финский солдат-еврей, участник войны, свидетельствует, что военнопленные неевреи издевались над евреями и воровали у них еду.
Еврейское телеграфное агентство сообщило в июне 1944 года о дискриминации военнопленных-евреев. Юси Неймес, финский солдат, еврей, вспоминает притеснения евреев со стороны военнопленных неевреев, отбиравших у них паек. Юси Неймес получил в связи с этим разрешение от своего начальника подкармливать пострадавших. Хенах Чисик, также финский солдат-еврей, сообщил, что однажды двое эсэсовцев прибыли в лагерь и приказали евреям выйти из общего строя. Двое военнопленных вышли вперед и назвали себя евреями. Их увели, и дальнейшая их судьба Чисику неведома. Известен также случай, когда у финского офицера-еврея, служившего в лагере для военнопленных на полуострове Ханко, денщиком был еврей -советский военнопленный.
По воспоминаниям И. Гуревича, весной 1942 года евреи, находившиеся с ним в лагере, были собраны в одном бараке, якобы для переправки в Германию, но потом они неожиданно были привезены в лагерь Наараярви. Ш. Янтовский пишет, что после поражения немцев под Сталинградом условия содержания военнопленных в лагере Кондопога изменились к лучшему. Лагерь посетил маршал Маннергейм, были сменены комендант и охрана лагеря».
ИЗ ИНТЕРВЬЮ С СЭРОЙ БЕЙЗЕР
- Указано ли в списках военнопленных, переданных в Германию, кто иx отправил и кто принял с немецкой стороны?
- Да. Вот, например, список от 26 октября 1941 года. Военнопленных из лагеря номер 1 (52 человека) получил штурмбанфюрер такой-то. В этом списке я нашла профессора из Санкт-Петербурга Александра Исааковича Малкиса, Пинхуса Залмановича Думова, Айзека Иделевича Райхмана. Тут есть даты рождения этих людей, указано место, откуда они призывались в армию. И это не единственный список, я просто не успела найти все. Я нашла 69 евреев, которые были отправлены таким образом немцам. Что сейчас важно - разыскать в Израиле или Санкт-Петербурге родственников людей из этого списка. Они наверняка не знают, что случилось с их близкими, - ушли на войну и не вернулись. О тех, кто не был передан немцам, а умер в финском плену, тоже можно кое-что узнать. Может быть, кто-то захочет прочитать кадиш на могилах погибших. А чтобы найти эти могилы, нужно обратиться к правительству Финляндии с просьбой о содействии в поиске. Пойти в хельсинкский архив, поднять списки. Там же имеются карты могил бывших лагерей военнопленных.
ИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ СЭРЫ БЕЙЗЕР
«Термин "еврейский лагерь" впервые был использован в воспоминаниях бывших военнопленных-евреев и нигде в архивных материалах нам не встречался. Мы предполагаем, что существовало по крайней мере 2 отделения или рабочих участка предприятия, куда посылались исключительно военнопленные-евреи. В Лоуколампи, самом крупном из таких предприятий, военнопленные-евреи работали на химическом заводе Лескинена. В Монгола, в нескольких километрах от Лоуколампи, располагались шахты, где добывали калийные минералы, служившие сырьем для химического завода. Неподалеку находились и торфяные разработки. Торф использовался в качестве топлива для химического завода. Другим топливом был лес, доставляемый из окрестных лесов. На лесоповале также работали евреи.
Сколько евреев подвергалось единовременной изоляции? Еврейское телеграфное агентство указывало такую цифру - 200 военнопленных-евреев. Э. Матлина собрала архивные сведения о 223 военнопленных-евреях. По данным Ж. Вайнштейна, всего среди военнопленных в 1942 году было около 300 евреев. Можно предположить, что в действительности в финском плену было значительно больше евреев. Однако многие из них скрывали свою национальность».
ИЗ ИНТЕРВЬЮ С СЭРОЙ БЕЙЗЕР
- Какую цель вы преследуете своими архивными изысканиями?
- Я хочу, чтобы правительство Финляндии предало эту историю огласке. Чтобы мы могли найти могилы, о которых финны никогда не заявляли и которые сегодня никто не посещает. В военном архиве я видела карты захоронений военнопленных, умерших в лагерях. Видимо, могилы большинства из них и сегодня можно найти по этим картам. Ведь нам известны имена, даты рождения военнопленных, в каком лагере они находились и когда умерли.
- Когда вы пришли в архив и написали требование, в котором указали интересующую вас тему, это не вызвало противодействия со стороны работников архива?
- Нет. Напротив, они мне очень помогли в моем поиске. Противодействие я встретила только со стороны отделения Красного Креста в Хельсинки, куда обратилась с просьбой поработать в архиве. Они потребовали от меня документы, письмо от университета. Думаю, что это была не просто бюрократия. Они не очень-то хотели, чтобы кто-то копался в этой теме. А иначе - почему они до сих пор не опубликовали эти факты? Потому что, возможно, живы исполнители приказов об отправке советских военнопленных в Германию или их дети. Никто не желает сегодня подобного скандала.
- Вы сказали, что в списках указаны имена финнов, отправлявших заключенных немцам...
- Да, но мне кажется, что тут важнее докопаться до того, кто отдал такой приказ. Исполняли его люди маленькие, которые не могли не подчиниться. Я, например, знаю, что во время войны военнопленными занимался человек, который позднее в течение многих лет был главным редактором крупной финской газеты и ныне его потомки занимают высокое положение в обществе. Не думаю, что они заинтересованы в подобном скандале.
ИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ СЭРЫ БЕЙЗЕР:
«Условия работы в отдельных еврейских лагерях были или такими же, как в общих, или отличались в лучшую сторону. "Нас было 50 человек в одном бараке, - пишет бывший заключенный Ш. Янтовский, - пищевой рацион был примерно такой же, как в лагере для военнопленных. Но удавалось получить лишнюю картофелину или молоко с фермы, иногда приходили посылки от еврейской общины Финляндии или Красного Креста".
Среди явлений, показавшихся заключенным лучом света в темном царстве, был и приезд Ульфа Карми, учителя еврейской школы в Хельсинки, которого заключенные приняли в качестве раввина, посланного финской еврейской общиной в конце 1943-го или в самом начале 1944 года.
Еврейская община, знавшая о существовании еврейского лагеря, обратилась к командованию лагерями с просьбой разрешить посещение раввином военнопленных-евреев. Однако в это время в финской общине официального раввина не было, и в письме от имени еврейской общины, подписанном ее главой, Ионасом Якобсоном, в качестве раввина фигурировал Уль Маркус Карми.
Два бывших еврейских заключенных вспоминают визит Карми: "Он привез нам подарки от еврейской общины Хельсинки и учил нас еврейским песням (одной из них был будущий гимн Израиля - "Атиква")". Фактически Карми получил звание раввина, но занимался он другими богоугодными делами: посещал еврейских беженцев, финских солдат-евреев и военнопленных. Хельсинкский же раввин Шимон Федерсбург покинул Финляндию в 1940 году. Визиты Карми до сих пор путают многих исследователей, которые указывают на то, что в 1943 году в Финляндии не было раввина...
Несомненно, определенную помощь военнопленным-евреям предоставлял Красный Крест. Он был связан с Хельсинкской еврейской общиной и информировал ее о наличии 300 военнопленных-евреев в финских лагерях. Авраам Штиллер, член еврейской общины, особенно много занимался организацией помощи еврейским военнопленным, ходатайствовал за них перед властями, проявлял инициативу в сборе лекарств, пищи и одежды для военнопленных-евреев. Многие евреи, получившие посылки, передавали свою благодарность Хельсинкской еврейской общине.
Сведения о контактах еврейской общины с еврейским лагерем требуют дополнительной документальной проверки. Но и имеющиеся данные показывают положительную роль общины в поддержании морального и физического состояния плененных евреев. Было бы желательно найти дополнительные материалы, проливающие свет на вопрос о том, по каким причинам и с какой целью был создан уникальный еврейский лагерь.
ИЗ ИНТЕРВЬЮ С СЭРОЙ БЕЙЗЕР
- Проявил ли интерес к этой теме Центр Визенталя?
- Я говорила с представителем центра в Израиле - Эфраимом Зуровым. Он очень заинтересовался этой проблемой, но считает, что прежде, чем обратиться к финскому правительству, мы должны найти хотя бы одного человека, родственник которого был выдан финнами немцам или умер в финском плену. А для того, чтобы найти родственников погибших, я решила обратиться к вам - ведущей израильской русскоязычной газете с просьбой опубликовать имена военнопленных-евреев, которые я обнаружила в хельсинкском архиве. Дальше можно предпринять следующий шаг: если родственники погибшего могут рассказать нам его историю (наверняка были письма с фронта или свидетельства уцелевших однополчан), мы могли бы опубликовать ее в финских газетах, а также потребовать ответа на вопрос: почему Финляндия передавала военнопленных, в том числе и евреев, немцам. Почему она нарушала Гаагскую конвенцию? Кто отдал такой приказ и почему? И почему Финляндия сочла возможным, тем более в 1943 году, после международного скандала 1942 года вокруг еврейских заключенных, нарушить международную конвенцию о военнопленных и отправить немцам партию людей, среди которых было немало евреев?! Нам известно, где и в каком лагере это произошло, в какой день, кто был отправителем и кто - получателем. Кстати сказать, я своими глазами видела в архиве документы относительно военнопленных, где была приписка - "копию в "Красный Крест" не посылать". Такая отметка свидетельствует только об одном - о желании что-то скрыть. Это грязная история, и чтобы найти ее концы, надо вернуться в архив и продолжить работу.
- Финских евреев не депортировали?
- Нет. Только "чужих" и только тех, кого финны считали "политруками".
- Как увязать эту историю с тем, что финны, по сравнению с другими союзниками немцев, относились к советским военнопленным (в том числе и евреям) не так жестоко?
- Такое отношение проявилось в конце войны. А мы говорим о том, что было до того. Если из числа военнопленных, находившихся в Финляндии, не вернулась домой треть - это слишком большая цифра, чтобы ее проигнорировать или списать на холодную зиму 1942-го...
(продолжение следует)
Шели Шрайман, Ян Топоровский, опубликовано в приложении «Окна» в мае 2000-го
PS:
В нынешнюю субботу, 7 мая, на РТВ-ай будет показан сюжет об этом расследовании с участием авторов, ориентировачно в 20.00
|
|