Рамбам - Маймонид. Мишне Тора. Законы основ Торы.
Дата: Friday, May 20 @ 00:00:00 MSD Тема: Tora
Перевод с древнееврейского: Иеуда Верник
основан на классическом комментарии «Рамбам ЛаАм»
Введение
Законы основ Торы состоят из десяти заповедей: шести позитивных и четырех негативных. И вот они:
Знать, что Б-г существует.
Не думать, будто существует другое божество, кроме Б-га.
Утверждать Его единство и единственность.
Любить Его.
Бояться Его.
Освящать Его Имя.
Не осквернять Его Имени.
Не уничтожать вещи, на которых Его Имя.
Слушать пророка, говорящего от Его Имени.
Не испытывать Его.
В следующих главах эти заповеди объясняются.
Глава первая
1. Основа основ и столп мудрости – знать, что есть Первичная Сущность, которая является причиной существования всего сущего. И все, что есть на небесах и на земле, и все, что между ними, существует благодаря Истинной Сущности.
2. И если представить, что Его нет – ничто не могло бы существовать.
3. И если представить, что ничего, кроме Него, не существует,– Он один будет существовать и не исчезнет, как все остальное. Ибо в Нем нуждается все сущее, а Он, Благословенный, не нуждается ни в чем. Поэтому Его истинность отлична от истинности всего.
4. Об этом сказал пророк: «И Г-сподь – Б-г истинный» (Йирмея 10-10). Он один истинный, и ничто не истинно как Он. И об этом сказано в Торе: «Ничего, кроме Него, не существует» (Дварим 4-35). То есть, ничто не существует по-настоящему, кроме Него.
5. Сущность эта – Г-сподь Вселенной, Владыка Мира. Он управляет сферой мироздания при помощи беспредельной и беспрерывной силы. Ибо сфера эта постоянно вращается. И невозможно, чтобы она вращалась сама по себе. А Он, Благословенный, вращает её без руки и без тела.
6. Знание это – позитивная заповедь. Как сказано: «Я – Б-г, Г-сподь твой.» (Шмот 20-2). И всякий, кто воображает, что есть ещё другое божество – нарушает негативную заповедь, как сказано: «Не будет у тебя других богов предо Мной», а также отвергает основу, так как это главная основа, на которой всё зиждется.
7. Божество это – одно. Не два и не более. И нет подобного единства нигде в мире. Единство это не подобно единению множества составляющих, и не подобно телу, состоящему из множества органов и конечностей. Но единство это не имеет подобия во Вселенной. И если бы было множество божеств, у них должны были бы быть тела. Ибо предметы, поддающиеся пересчету, отличаются друг от друга только телесными атрибутами в пространстве и изменениями во времени. И если бы Создатель имел тело, то у Него был бы предел, как и у всякого тела. А всё, что имеет предел, имеет также предел для своих сил. Вс-сильный же наш, благословенно Имя Его,– сила Его беспредельна и беспрерывна. Ведь сфера мироздания вращается постоянно, поэтому сила Его не имеет телесной природы. А так как нет у Него тела – к Нему не относятся телесные атрибуты в пространстве и изменения во времени, которые смогли бы отделить Его от других тел. Поэтому Он может быть только один. Знание это – позитивная заповедь. Как сказано: «Б-г Вс-сильный наш – Б-г один» (Дварим 6-4).
8. Объяснено в Торе и у пророков, что у Святого, Благословен Он, нет тела. Как сказано: «Ибо Б-г – Вс-сильный на небесах наверху и на земле внизу.» (Дварим 4-39). А тело не может быть в двух местах одновременно. Ещё сказано: «Ибо не видели вы никакого изображения...» (Дварим 4-15). И ещё сказано: «Кому уподобите Меня и Я сравнюсь» (Йешаяѓу 40-25). А если бы Он обладал телом – то был бы подобен другим телам.
9. Если так, то о чём написано в Торе: «И у ног Его...» (Шмот 24-10); «Написаны перстом Вс-сильного...» (Шмот 31-18); «Рука Б-га» (Шмот 9-3); «Глаза Б-га» (Берешит 38-7); «Уши Б-га» (Бамидбар 11-1) и тому подобное? Всё это дано в соответствии с пониманием людей, ибо они воспринимают лишь материальные вещи. Поэтому Тора выражалась языком людей. Это всё – образные выражения. Как сказано: «Когда заострю Я сверкающий меч мой» (Дварим 32-42). Разве есть у Него меч? Разве мечем Он убивает? Нет, это – образное выражение. И доказательство этому: один пророк говорит, что видел Святого Благословенного в «одеяниях белых как снег» (Даниэль 7-9), а другой пророк видел Его «в одеяниях краснее руды» (Йешаяѓу 63-1). Сам Моше, учитель наш, видел Его на море как воина во время битвы, а в Синае – как посланника общины для молитвы, облаченного в талес. Значит, нет у Него изображения и формы. И всё это – пророческие видения. А истинную сущность Его разум человека не может постичь и изучить. Об этом сказано в писании: «Разве исследователь найдёт Б-га? Разве до конца найдёт Вс-сильного?» (Йов 11-7).
10. Что именно хотел Моше, учитель наш, постичь, когда сказал: «Покажи мне, прошу, Славу Свою»? (Шмот 33-18) Он хотел знать истинную сущность Святого Благословенного до такой степени, чтобы он знал в своём сердце, как знают человека, лицо которого видели раз и очертания которого врезались в память. И тогда человек этот отделен в сознании от всех других людей. Так хотел Моше, учитель наш, чтобы сущность Святого Благословенного была в его сердце отделена от сущностей всего остального – до достижения полного знания Его истинной сущности. Но ответил ему Благословенный, что не в силах разум живого человека, состоящего из тела и души, постичь это до конца. И поведал ему Благословенный то, что ни один человек не знал ни до него, ни после, чтобы постиг Мойше хоть что-то от Его истинной сущности. И отделился Святой Благословенный в сознании у него от всего сущего, как отделяется человек, которого увидели сзади и узнают по очертаниям тела и по одежде из множества других людей. И на это намекает Писание и говорит: «И увидишь ты Меня сзади, но лицо Моё не будет увидено» (Шмот 33-23).
11. И так как уже было объяснено, что нет у Него физического тела, ясно, что нет у Него и телесных свойств. Ни соединения, ни разделения; ни места, ни измерения; ни вознесения, ни нисхождения; ни права, ни лева; ни переда, ни зада; ни сидения, ни стояния. И Он не существует во времени, чтобы у Него было начало и конец или возраст. И Он не меняется, ибо ничто не может изменить Его. И нет у Него ни смерти, ни жизни, подобной жизни живого организма; ни глупости, ни мудрости, как у мудреца; ни сна, ни пробуждения; ни гнева, ни веселья; ни радости, ни печали; ни молчания, ни речи, подобной человеческой. И так сказали мудрецы: «Нет наверху ни сидения, ни стояния, ни соединения, ни разделения» (Хагига 15.).
12. И поэтому все эти и им подобные слова, сказанные в Торе и у пророков,– всё это лишь образные сравнения и аллегории. Как сказано: «Сидящий в небесах смеётся» (Теѓилим 2-4); «Они гневили меня суетой своей» (Дварим 32-21); «Как радовался Б-г о вас» (Дварим 28-63) и тому подобное. Обо всём этом сказали мудрецы: «Тора говорила языком людей». А также сказано: «Меня ли они гневят?» (Йирмея 7-19). Но ведь ещё сказано: «Я – Г-сподь – не изменился» (Малахи 3-6). А если бы Он иногда сердился, а иногда радовался,– то Он бы изменялся. Однако все эти качества есть лишь у низменных тел, которые материальны и тленны. Но Он, Благословенный, превознесён и возвышен над всем этим.
Глава вторая
1. Этот Б-г важный и грозный – существует заповедь любить Его и бояться Его. Как сказано: «И возлюби Б-га Вс-сильного твоего» (Дварим 6-4). И сказано: «Б-га Вс-сильного твоего бойся» (Дварим 6-13).
2. И каким образом нужно любить Его и бояться Его? Когда задумается человек о Его делах и творениях чудесных и великих и убедится в Его безграничной и несравненной мудрости – немедленно он полюбит Его и будет восхвалять и прославлять и воспылает страстным желанием знать Его великое имя. Как сказал Давид: «Жаждет душа моя Вс-сильного, Вс-сильного [Б-га] живого» (Теѓилим 42-3). И когда поразмыслит обо всём этом человек – сразу он будет потрясен и убоится и ужаснется от мысли, что сам он – малое и низкое творение стоит со своим мизерным разумом перед Тем, чей разумом совершенен. Как сказал Давид: «Когда я взираю на небеса Твои, творение пальцев Твоих <...> что есть человек, что Ты помнишь его?» (Теѓилим 8-4,5). В соответствии с этим я и объясняю великие законы деяний Властелина Миров, чтобы они стали для понимающего человека началом любви к Б-гу. Как сказали мудрецы о любви: «Посредством этого [изучения Закона] ты узнаёшь Того, Кто сказал – и возник мир» (Сифри, Ваетханан).
3. Всё, что создал Святой Благословенный в своём мире, подразделено на три части: творения, состоящие из материи и духовной формы, которые появляются и распадаются постоянно (например, тело человека или животного, растения и металлы); творения, состоящие из материи и духовной формы, но которые не изменяются как первые, но только форма их всегда постоянна в материи, и они не изменяются как первые (например, сферы и звёзды на них). Материя же их не похожа на другие виды материи, а форма не похожа на другие виды форм; творения, состоящие только из духовной формы, без материи,– это ангелы. Ибо ангелы не имеют материального тела, но только духовные формы, отличные друг от друга.
4. Почему же говорят пророки, что видели огненного ангела с крыльями? Всё это – в пророческом видении и в форме загадки, чтобы сообщить, что он бестелесен и не имеет веса, как имеют вес любые тяжелые предметы. Как сказано: «Ибо Б-г, Вс-сильный твой,– огонь пожирающий»(Дварим 4-24). Огонь – это лишь образное сравнение. И как сказано: «Делает Он ветры своими посланниками.» (Теѓилим 104-4).
5. Чем же отличаются эти духовные формы друг от друга, ведь у них нет тела? Различие их сущностное: они находятся одна под другой, причем более низкая черпает силы в той, что над ней; и все они существуют благодаря силе Святого Благословенного и по доброте Его. Об этом намекал Шломо, в своей мудрости: «Ибо над высокими наблюдают высшие.» (Коѓэлет 5-7).
6. В том, что мы сказали: «одина под другой», не подразумевается пространственная высота, как у человека, сидящего над другим. Но это подобно тому, когда о двух мудрецах говорят, что один из них больше другого в мудрости, ибо уровень его выше. А также говорят, что причина выше следствия.
7. Имена ангелов зависят от их ступени. Поэтому они называются так: Святые Хайот,– самые высшие, Офаним, Эръэлим, Хашмалим, Срафим, Малахим, Эло-ѓим, Бней Элим, Крувим и Ишим. Все эти десять имен соответствуют десяти уровням ангелов. И самый высокий уровень, выше которого только Сам Б-г Благословенный – это уровень формы под названием Хайот. Поэтому говорится в пророчестве, что они – у трона Славы Его. А десятый уровень – это уровень формы под названием Ишим. Именно эти ангелы говорят с пророками и являются им в пророческих видениях. Поэтому они называются Ишим [люди], ибо их уровень близок к уровню разума человека.
8. И все эти духовные формы живут и знают Творца знанием великим, каждая форма – в соответствии со своим уровнем, но не соразмерно с Его величием. Даже [форма] самого первого уровня не может до конца постичь Творца – разума её не хватает, чтобы постичь и знать. Но она, всё-же, постигает и знает больше, чем более низкая форма. И так – все уровни вплоть до формы десятого уровня, которая, всё же, знает Творца таким знанием, которого люди, состоящие из тела и духовной формы, не могут достичь. И все они [ангелы] не знают Творца так, как Он сам себя знает.
9. Все сущее, кроме самого Творца, от самой первой духовной формы и до малого комара в толще земли – всё существует благодаря Его истинной сущности. И так как Он знает сам себя , а также свое величие, великолепие и истинную сущность – Он знает всё, и ничто не скрыто от Него.
10. Святой Благословенный знает свою истинную сущность такой, какая она есть, но не знанием, которое вне Его, как у людей, ибо мы и наше знание – не единое целое. Но Творец, да будет Он благословляем,– Он и Его знание и Его жизнь – едины во всех аспектах, всеми видами единства. Ибо если бы Он жил в обычном понимании и знание было бы вне Его, то было бы множество Б-гов: Он, Его жизнь и Его знание. Но это не так, ведь Он один во всех аспектах и един всеми видами единства. Следовательно, можно сказать, что Он – Знающий, Он – Предмет Знания и Он – само Знание. Всё это – одно. И уста не могут это высказать, ухо не может это выслушать, а сердце человека не может понять этого до конца. Поэтому сказано: «Жизнью фараона клянусь» (Берешит 42-15), «Душой твоей клянусь» (Шмуэль 1 25-26). Но не сказано: «Жизнью Б-га клянусь», а сказано: «Жив Б-г» (там же). Ибо Творец и Его жизнь – не две разные вещи, как у живых существ или как у ангелов. Поэтому Он знает творения не знанием творений, как мы их знаем, но Он их знает, зная Самого Себя. А так как Он знает Себя – Он знает всё, потому что всё существует благодаря Ему.
11. Всё, что мы сказали на эту тему в двух предыдущих параграфах – как капля в море из того, что нужно сказать об этом. И объяснение всех принципов, изложенных в этих двух параграфах, называется «Видение Колесницы» (Йехезкель 1).
12. Постановили мудрецы древности ,чтобы обучать всему этому только одного человека, который должен быть мудрецом и понимать по своему разумению. А после этого передают ему основные идеи и сообщают ему ничтожную часть информации, а он понимает это по своему разумению и знает предел этого и глубину (Хагига 11:). Вещи же эти глубоки необычайно, и не всякий разум способен вместить их. О них образно сказал Шломо, в своей мудрости, «Будут овцы [квасим] для одежды твоей» (Мишлей 27-26). Так объясняют это мудрецы: «Будут тайны [кившон] мира для одежды твоей» (Хагига 13.). То есть, только для тебя и не толкуй их публично. И о них [тайнах] сказал: «Будут они принадлежать тебе одному, а не чужим вместе с тобою» (Мишлей 5-17). И о них сказал: «Мёд и молоко под языком твоим» (Песнь Песней 4-11). Так объясняли мудрецы древности: «Вещи [сладкие] как мёд и молоко будут под языком твоим [но не будут распространяться публично]» (Хагига 13.).
Продолжение следует
Рамбам в России
|
|