Михаэль Кориц. Еще один взгляд.
Дата: Tuesday, June 14 @ 00:00:00 MSD
Тема: Tradition


Преамбула.
60 лет назад перед еврейским народом была поставлена проблема.
Вопрос был - что делать?
Как это у нас принято, были даны несколько противоречащих друг другу ответов, и каждый из конкурсантов взялся за дело.

Тезис.
Все (по крайней мере, основные) предложенные проекты были осуществлены, и нынешний кризис - это результат успеха в осуществлении национальных проектов.

Примеры для обсуждения.
Наиболее известный успех - сионистский проект по осуществлению еврейского государства. Оно спасло евреев всего мира от антисемитизма, перенеся его на себя.
Конкурентный проект - реб Йоэль и его сторонники. Самая успешная по темпам роста община Америки, сохраняющая свой образ жизни. Аргумент - запрет поддерживать преступников, бунтующих против Всевышнего, завершился единением с убийцами своего народа.
Литовский проект - восстановление разрушенного мира восточноевропейских ешив.
Создана структура изучения Торы, охватывающая рекордное количество учащихся на протяжнении всей истории народа. Как результат - серьезные социальные проблемы, требующие неотлагательного решения.
Религиозный сионизм - восстановления религиозного еврейства как участника мирового политического процесса. Результат - религиозное поселенчество стало фактором мировой политики, но именно это поставило его в оппозицию к конкретной еврейской государственности.
Проект Ребе - здесь хочу выделить два успеха. Первое, проект Машиаха. Идея Машиаха снова стала важной частью еврейского общественного самосознания, без отношения к которой не может обойтись ни одно движение, включая нерелигиозный сионизм. Проблемы, возникшие в результате частичного успеха очевидны. Он как наиболее глобальный из проектов еврейского народа требует полной завершенности.

Более частный проект (хотя внутренне связанный с первым) - это разрушение (или размывание) границы между религиозной и нерелигиозной частями еврейского народа. Он осуществлен, еврейский народ сейчас един в том смысле, что разные его части перестали смотреть друг на друга как на временное явление, которое стоит лишь переждать до его полного исчезновения. Недостатки этого важного успеха тоже очевидны - размывание есть размывание.
Можно продолжить эту идею и на других примерах, но главное, чего нам сейчас не хватает - это новых проектов, сравнимых по масштабности с уже осуществленными.

nomen_nescio:

Очень верно сформулировано. Можно добавить, что "размыванием" с успехом занимается проект рава Овадьи Йосефа - в другой части еврейского народа, менее охваченной Хабадом.
Я давно переживаю из-за того, что сейчас у нас - практически ни у кого - нет серьёзных лидеров, и даже нет представления, куда эти лидеры могли бы нас повести.

yaqir_mamlal: Картина не такова

Мне все это видится иначе. Во-первых, точкой отсчета является не 1945-й, а 1789 год (французская революция). На смену династической монархии и сословной организации общества приходит национальное государство. В прежней схеме евреи де-факто были сословием (по выражению Дубнова, "крепостными торговли") и, таким образом, имели какое-то место в обществе. Очень часто - весьма незавидное место, но все же имели.

Национальное государство предлагает евреям - в идеале - гражданское равноправие, требуя от них взамен ассимиляцию. Бандитская вилка: вы станете французами (немцами, русскими и т.п.) или вас не станет. Типичный пример представляет собой "Русская правда" Пестеля: евреев ассимилировать нельзя, поэтому их надо выгнать.

Еврейская реакция на этот вызов Нового Времени имеет следующие формы:

1. Ассимиляционный проект, включая его религиозную составляющую в лице реформистского иудаизма: "мы не народ, мы только религия, то есть немцы (французы, русским и пр.) Моисеева вероисповедания". Чтобы доказать, что "мы не народ", выбрасывают из молитвенников все имеющее отношение к Сиону, Иерусалиму, Мессии, Освобождению и пр.; ведь если у тебя есть своя земля, ты не немец (даже если живешь среди немцев в изгнании).

Общая суть проекта: обеспечение евреям равноправия на индивидуальной основе в обмен на добровольный отказ от национальной идентичности.

2. Социалистический проект, утверждающий по существу то же самое, но с принципиальной оговоркой: в современном обществе реализовать ассимиляцию невозможно из-за разного рода пережитков, поэтому общество надо преобразить и уже в преображенном - ассимилироваться.

3. Ультраортодоксальный ответ, не желающий признавать вызов Нового Времени как качественно новую ситуацию, при которой Европа превращается в смертельную ловушку для евреев. "Нужно просто Тору учить и молиться, а гои нас всегда ненавидели, незачем обращать на это внимание".

4. Сионистский проект, который, во-первых, не хочет жертвовать национальной идентичностью и, во-вторых, не верит в возможность ассимиляции с появлением расового антисемитизма.
Религиозный сионизм является при этом частью общего сионистского проекта.

Никакого отдельного "проекта Ребе" при этом не было. Р. Йосеф-Ицхак взвешивал какое-то время возможность основать в Эрец-Исраэль мировой центр ХАБАДа и даже посетил страну в 1921 году, незадолго до вспышки арабских волнений. В частности, он побывал тогда в Хевроне, где у ХАБАДа была своя йешива "Торат-Эмет" и значительная недвижимая собственность. Вскоре (буквально неделю или две спустя) после этого случился Хевронский погром, и р. Йосеф-Ицхак отказался от этих планов. Но его проект, перенесенный впоследствие в США, в любом случае не был проектом общенационального значения.

20 век испытал все проекты: ассимиляционный, символом которого был Берлин (результат - Холокост), социалистический (символ -Москва, результат - фашизация советского строя в послевоенные годы), ультраортодоксальный (сгоревшие в огне Холокоста венгерские и польские общины, в некоторых случая брошенные своими вождями на пороге Освенцима, как, например, Сатмар) и сионизм, который что-то успел и сумел, поскольку лишь он сочетал осознание фактора новой угрозы с нежеланием принести в жертву еврейскую идентичность. Его-то и надлежит спасать, укреплять, наделять новым качеством жизнеспособности - вместо утраченного. Другого не дано.





Это статья Jewniverse - Yiddish Shteytl
https://www.jewniverse.ru

УРЛ Этой статьи:
https://www.jewniverse.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=858
Jewniverse - Yiddish Shteytl - Доступ запрещён
Музыкальный киоск
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Your Account
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 731

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
Jewniverse - Yiddish Shteytl: Доступ запрещён

Вы пытаетесь получить доступ к защищённой области.

Эта секция только Для подписчиков.

[ Назад ]


jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.040 секунд