Михаэль Кориц. Еще один взгляд.
Дата: Tuesday, June 14 @ 00:00:00 MSD Тема: Tradition
Преамбула.
60 лет назад перед еврейским народом была поставлена проблема.
Вопрос был - что делать?
Как это у нас принято, были даны несколько противоречащих друг другу ответов, и каждый из конкурсантов взялся за дело.
Тезис.
Все (по крайней мере, основные) предложенные проекты были осуществлены, и нынешний кризис - это результат успеха в осуществлении национальных проектов.
Примеры для обсуждения.
Наиболее известный успех - сионистский проект по осуществлению еврейского государства. Оно спасло евреев всего мира от антисемитизма, перенеся его на себя.
Конкурентный проект - реб Йоэль и его сторонники. Самая успешная по темпам роста община Америки, сохраняющая свой образ жизни. Аргумент - запрет поддерживать преступников, бунтующих против Всевышнего, завершился единением с убийцами своего народа.
Литовский проект - восстановление разрушенного мира восточноевропейских ешив.
Создана структура изучения Торы, охватывающая рекордное количество учащихся на протяжнении всей истории народа. Как результат - серьезные социальные проблемы, требующие неотлагательного решения.
Религиозный сионизм - восстановления религиозного еврейства как участника мирового политического процесса. Результат - религиозное поселенчество стало фактором мировой политики, но именно это поставило его в оппозицию к конкретной еврейской государственности.
Проект Ребе - здесь хочу выделить два успеха. Первое, проект Машиаха. Идея Машиаха снова стала важной частью еврейского общественного самосознания, без отношения к которой не может обойтись ни одно движение, включая нерелигиозный сионизм. Проблемы, возникшие в результате частичного успеха очевидны. Он как наиболее глобальный из проектов еврейского народа требует полной завершенности.
Более частный проект (хотя внутренне связанный с первым) - это разрушение (или размывание) границы между религиозной и нерелигиозной частями еврейского народа. Он осуществлен, еврейский народ сейчас един в том смысле, что разные его части перестали смотреть друг на друга как на временное явление, которое стоит лишь переждать до его полного исчезновения. Недостатки этого важного успеха тоже очевидны - размывание есть размывание.
Можно продолжить эту идею и на других примерах, но главное, чего нам сейчас не хватает - это новых проектов, сравнимых по масштабности с уже осуществленными.
nomen_nescio:
Очень верно сформулировано. Можно добавить, что "размыванием" с успехом занимается проект рава Овадьи Йосефа - в другой части еврейского народа, менее охваченной Хабадом.
Я давно переживаю из-за того, что сейчас у нас - практически ни у кого - нет серьёзных лидеров, и даже нет представления, куда эти лидеры могли бы нас повести.
yaqir_mamlal: Картина не такова
Мне все это видится иначе. Во-первых, точкой отсчета является не 1945-й, а 1789 год (французская революция). На смену династической монархии и сословной организации общества приходит национальное государство. В прежней схеме евреи де-факто были сословием (по выражению Дубнова, "крепостными торговли") и, таким образом, имели какое-то место в обществе. Очень часто - весьма незавидное место, но все же имели.
Национальное государство предлагает евреям - в идеале - гражданское равноправие, требуя от них взамен ассимиляцию. Бандитская вилка: вы станете французами (немцами, русскими и т.п.) или вас не станет. Типичный пример представляет собой "Русская правда" Пестеля: евреев ассимилировать нельзя, поэтому их надо выгнать.
Еврейская реакция на этот вызов Нового Времени имеет следующие формы:
1. Ассимиляционный проект, включая его религиозную составляющую в лице реформистского иудаизма: "мы не народ, мы только религия, то есть немцы (французы, русским и пр.) Моисеева вероисповедания". Чтобы доказать, что "мы не народ", выбрасывают из молитвенников все имеющее отношение к Сиону, Иерусалиму, Мессии, Освобождению и пр.; ведь если у тебя есть своя земля, ты не немец (даже если живешь среди немцев в изгнании).
Общая суть проекта: обеспечение евреям равноправия на индивидуальной основе в обмен на добровольный отказ от национальной идентичности.
2. Социалистический проект, утверждающий по существу то же самое, но с принципиальной оговоркой: в современном обществе реализовать ассимиляцию невозможно из-за разного рода пережитков, поэтому общество надо преобразить и уже в преображенном - ассимилироваться.
3. Ультраортодоксальный ответ, не желающий признавать вызов Нового Времени как качественно новую ситуацию, при которой Европа превращается в смертельную ловушку для евреев. "Нужно просто Тору учить и молиться, а гои нас всегда ненавидели, незачем обращать на это внимание".
4. Сионистский проект, который, во-первых, не хочет жертвовать национальной идентичностью и, во-вторых, не верит в возможность ассимиляции с появлением расового антисемитизма. Религиозный сионизм является при этом частью общего сионистского проекта.
Никакого отдельного "проекта Ребе" при этом не было. Р. Йосеф-Ицхак взвешивал какое-то время возможность основать в Эрец-Исраэль мировой центр ХАБАДа и даже посетил страну в 1921 году, незадолго до вспышки арабских волнений. В частности, он побывал тогда в Хевроне, где у ХАБАДа была своя йешива "Торат-Эмет" и значительная недвижимая собственность. Вскоре (буквально неделю или две спустя) после этого случился Хевронский погром, и р. Йосеф-Ицхак отказался от этих планов. Но его проект, перенесенный впоследствие в США, в любом случае не был проектом общенационального значения.
20 век испытал все проекты: ассимиляционный, символом которого был Берлин (результат - Холокост), социалистический (символ -Москва, результат - фашизация советского строя в послевоенные годы), ультраортодоксальный (сгоревшие в огне Холокоста венгерские и польские общины, в некоторых случая брошенные своими вождями на пороге Освенцима, как, например, Сатмар) и сионизм, который что-то успел и сумел, поскольку лишь он сочетал осознание фактора новой угрозы с нежеланием принести в жертву еврейскую идентичность. Его-то и надлежит спасать, укреплять, наделять новым качеством жизнеспособности - вместо утраченного. Другого не дано.
|
|