Элла Грайфер. Уроки Варшавского восстания.
Дата: Monday, September 19 @ 00:00:00 MSD
Тема: Israel


В камере, куда через некоторое время отвели Пауля, действительно стояла кровать, кроме того, в ней были еще стул и громко тикающие стенные часы. А с большого крюка, вбитого в потолок, свешивалась толстая веревка, ярко освещенная голой электрической лампочкой…

…Пауль видел, как тщательно, с каким знанием дела все подготовлено. Надо лишь встать на стул, сунуть голову в петлю и оттолкнуть стул ногой. Это будет стоить ему напряженных усилии, мучительных болей, но недолго будут тикать часы, если он это сделает. Если же он не покончит с собою сам, если будет лежать на кровати и дожидаться, пока другие придут и сделают это, часы будут тикать дольше и боль придется терпеть целую вечность.
Надо встать на стул. Надо это сделать. Совершенно бессмысленно не сделать этого.

Л. Фейхтвангер



Израильские СМИ разворачивают глубокомысленную дискуссию. Одни (скорее правые) описывают страдания выселяемых поселенцев, начиная с того, что им и места-то, куда переселяться, не подготовили (таки да - свинство!) и кончая тем, что ихнее кровное достанется теперь врагу. Другие (скорее левые) сосредотачиваются на льготах, которые поселенцы эти некогда получали, и на примерах проявленной при выселении вопиющей неблаговоспитанности. Рядовому читателю или зрителю предлагается, таким образом, демократический выбор: либо посочувствовать, либо позлорадствовать по поводу судьбы поселенцев-выселенцев… при этом ни в коем случае не сосредотачиваясь на своей собственной судьбе.

Амос Оз себе такое позволить, конечно, может. На поселенцев у него давно уже большой желтый зуб на почве не только идейных, но и (что не менее важно!) финансовых разногласий. Ведь средства, столь бездарно в них вбуханные, можно было бы с пользой употребить на повышение зряплаты страждущим госчиновникам, на подготовку очередной реформы образования с прицелом на окончательное устранение алфавита, наконец, на поощрение монументального искусства, ибо не все еще перекрестки по градам и весям Земли Израилевой утыканы ржавыми железяками. Причины для злорадства, как видим, есть, но благоприятствует ему все же, прежде всего, то, что в случае чего надеется дорогой наш классик скромную виллу в Араде без особых проблем сменить на, быть может, еще более скромную, зато на берегу какого-нибудь, скажем, Женевского озера.

Конечно, морально это будет ему очень тяжело, но физически место под солнцем для дружественного классика европейцы все-таки, не исключено, что найдут. С неклассиками дело хуже.

С самыми предусмотрительными из них я теперь все чаще имею дело на работе. Что ни день - новые визиты, звонки и просьбы найти какой-никакой официальный документ, подтверждающий место рождения недалеких предков. С тех пор, как Польша рванула в Европу, восстановление польского гражданства дедушек и бабушек для многих стало привлекательной перспективой. Паспорт-то польский, вполне возможно, удастся им раздобыть, но... при условии пользоваться им где-нибудь подалее от вновь обретенной доисторической. Чтобы обилие неарийских физиономий ненароком в волнение не привело не так давно умолкнувшие чувства. А то, не дай Бог, приведет - так мало не покажется.

И на широкие просторы прочих Европ с польским паспортом вскорости, вероятно, пускать начнут, но… опять же… пустить-то пустят, а вот безопасность, увы, не гарантируют. Где уж там импортных евреев защищать, когда они и своих-то, кровных, безупречных арийцев сдают не глядя (историю Тео Ван Гога не забыли еще? А ведь фильм-то его на широкий экран так и не пустили начальнички! Кишка тонка!).

Так что там остается? Новый Свет - Америки всякие, Австралии да Канады? Туда, как известно, далеко не всякого берут, но даже и те, кто по нынешним критериям подходящий, вряд ли желателен будет в тех количествах, что образуются, когда… Ну, в общем, тогда, когда… Вы, кстати, обратили внимание, что именно сейчас американцы визовый режим для израильтян прикручивать стали? Не иначе - в предчувствии. Да есть ведь еще которые вовсе не из Польши, а из Алжира какого-нибудь приехали… про Россию и прочие СНГ, думаю, объяснять не надо.

Вопрос, сочувствовать или злорадствовать - он, да! Он, конечно, животрепещет, но думается мне, как бы всем бы нам вскорости позавидовать бы им не пришлось…

Умелые наши СМИ квалифицированно вовлекают нас в дискуссию НЕ НА ТЕМУ, ибо вопрос о целесообразности сдачи поселений никоим образом не следует путать с вопросом о симпатии к поселенцам. Можно их любить и сочувствовать, требовать для всех для них по ордену и по вилле с поместьем для каждой семьи, и все-таки считать, что из Газы надо было уйти. А можно всех их считать фанатиками, расистами и дармоедами, и все-таки думать, что сдача форпоста была ошибкой.

Зачем и почему сделал Шарон то, что он сделал? Военно-стратегический аргумент, что поселения-де защищать трудно, наталкивается на контраргумент, что без поселений трудно (а может, даже и невозможно) защищать Израиль вообще. И кто тут прав - не мне судить. Но есть еще аргументы (внешне)политические, с которыми разобраться проще.

1. Теперь они убедятся, что мы хотим мира…

С какого это, простите, перепугу вот именно теперь? Не вразумились они ослосоглашениями, не впечатлились Бараковыми предложениями, уход из Ливана их тоже не убедил. Так почему же теперь вы ждете другой реакции? Они, прошу прощенья - кто такие? ООН с арабским большинством и купленным генсеком? Широкая общественность, глубоко убежденная, что объективная реальность существует только в телевизоре, а чего там не показали, того, стало быть, и нету? Те, кто за этот телевизор платит, а значит - в нем заказывает музыку? Кого конкретно думаете вы убеждать? А уж красивое слово мир и подавно каждый понимает по-своему. Мы, например, считаем, что мир - это если соседи помирятся с нами, а они, наоборот тому, думают, что настоящий мир возможен только БЕЗ нас, а если не согласны мы на это, стало быть - поджигатели войны. И вся любовь!

2. Америка нас не бросит - ей нужны союзники в регионе.

Ошибка. Союзники Америке требуются только и исключительно среди арабских стран. Во-первых, антитеррористическая война требует скорее хорошей разведки, чем развернутой базы для масштабных операций, а во-вторых, идет острая борьба с конкурирующей Европой за арабские рынки. И тут, и там не подмога мы им, а обуза. К тому же, светлая идея, несмышленое человечество большой палкой в демократию загонять, провалится довольно скоро, так на кого им, по-вашему, всего сподручней будет возложить ответственность за этот провал?

3. Как только мы уйдем из Газы, она станет гнездом анархии и рассадником террора, мир испугается, и...

Чего испугается? Что палестинцы друг друга резать станут? А кого это вообще когда интересовало, что они друг друга резали или резали их любимые арабские братья? Уж не думаете ли вы, что присяжных палестинолюбцев действительно интересует их судьба? Да заинтересовала бы она их хоть раз хоть на копейку - так давно бы уже улучшилась на тыщу рублей. Тем более, ежели нас интенсивно резать начнут - это вообще вызовет только бурные, продолжительные аплодисменты.

4. Но это же невозможно! Они же все-таки цивилизованные люди!

Безусловно цивилизованные. Они и 60 лет назад такими были, даже немножко цивилизованнее, чем теперь, потому что с тех пор у них сильно ухудшилась система образования.

Уфф! Ну, теперь, кажется, все варианты перебрала. Кто еще вспомнит, прошу - подскажите.

Не надо пугать меня санкциями, бойкотами и бомбежками, если мы не... Не надо, потому что всего этого на каком-то недалеком этапе избежать не удастся, даже если мы - да. Потому что никаким частичным да, в конечном итоге, они не удовольствуются - только окончательным решением израильского вопроса, которое с большой вероятностью обернется окончательным же решением вопроса еврейского. И невозможно даже с уверенностью сказать, даст ли нам Шаронова уступчивость какую-никакую отсрочку в исполнении приговора, или наоборот - почуют, что поддается, так сильней поднажмут…

При таком раскладе вопрос военно-стратегический (что проще защищать - поселения до Израиля или Израиль без поселений) рассматривать вовсе смысла нет, потому что в их власти не дать нам защищать ни то, и ни другое.

Каких только объяснений не дают совершенному Шароном повороту на 180°: и снисшедшее внезапно на него "миролюбие", и страх перед Страсбургом, и грешки проворовавшегося сына… старательно обходя самую простую, самую вероятную причину. Об этом не хочется думать, в это трудно поверить (механизмы психологической защиты встроены в человека не зря), но других перспектив, похоже, нет. Сегодня все мы оказались в той же позиции, в какой были 60 лет назад. И ведут себя в этой ситуации вольные сабры в точности также как и те, кого их папы и мамы еще, помнится, "мылом" обзывали: радостно блея, бегут на бойню.

…Никак не вспомню, пингвинчики это были или дельфинчики… Ну, то есть, вообще-то это мероприятие провели в Тель-Авиве дважды: вдруг, в одну ночь, появились на людных перекрестках большие, в рост человека, удивительно милые, забавные игрушки. Раз - пингвинчики, раз - дельфинчики. Кто-то чего-то рекламировал (я-то, конечно, не поинтересовалась даже, кто и чего), но были зверюшки ужасные симпатяги. Проделано это было, как сказано, дважды, так вот, не помню уже, пингвинчики или дельфинчики появились на улицах аккурат с началом интифады Эль-Акса… Такое вот получилось совпадение… Но отменить бирюльки никому и в голову не пришло.

Ни один большой начальник не обратился к народу с призывом к солидарности, к отпору, к готовности номер один… Все старательно делали вид, что ничего не случилось, разве что какие-нибудь мелкие неприятности, которые, ну конечно же, не помешают нам продолжать жить, как ни в чем не бывало. …Ужас внушали мне в тот день эти милые куколки.



* * *




Я видел однажды... люди столпились вокруг бочки, на которой стоял еврей.
Старый, низкорослый, с длиной бородой. Возле него стояли два немецких офицера.
И эти немцы большими портняжными ножницами обстригали еврею по кусочку его длинную бороду и хохотали до упаду. Окружавшая их толпа тоже смеялась.
Потому что объективно это, в самом деле, было смешно: маленький человечек на деревянной бочке с остатками бороды...
Тогда я понял, что самое главное - не позволять загнать себя на бочку.


М. Эйдельман




По свидетельствам очевидцев, также, примерно, обстояло дело в Варшавском Гетто. Сперва все было мирно, чинно и благородно. Для богатых - рестораны и казино, для эстетов - театры и концерты, и даже для бедных - помощь из Америки, которую, как водится, никак не могли поделить, тем более, что наполовину раскрадывали по дороге. Как там дело обстояло со здравоохранением, у меня, к сожалению, нет информации, но образование было определенно на высоте. Детей, которым не суждено было вырасти, развивали с любовью и самыми, что ни на есть, прогрессивными методами, хоть того же Корчака вспомнить… Ну, а вышеописанная сцена на бочке… такое же не с каждым случается, да и не каждый день. Исчезающе мало было таких, как Марек Эйдельман, что поняли все - и сразу.

Иногда я задумываюсь, не была ли идеологическая "жестковыйность" этого меньшинства, так и не позволившая ему объединиться даже перед лицом смерти, следствием комплекса "генералов без армии"? Тем, что не могло, не хотело подавляющее большинство верить в то, что НЕЧЕГО ИМ ТЕРЯТЬ? Причем, не только страх тому причиной.

Вспомните Корчака: смерти не побоялся, но… попробуйте представить себе, что прихватил он с собой в вагон с детишками хорошую порцию динамиту, и аккурат на полдороге… Да-да-да! Деяние, между прочим, куда более эффективное, нежели демонстративное вступление в газовую камеру… Дети погибнут? - Так им все равно не жить. И сам он вместе с ними? - Так он на это пошел сознательно.
…А эшелон встанет, а кто-то разбежится, а разбежавшись, может, даже и выживет… А рельсы покорежит, а депортация замедлится - опять же кому-нибудь шанс…

Нет, не можете вы себе представить в такой роли отважного гуманиста Корчака… Я тоже не могу. Не могу даже представить, что, получивши повестку, наденет он на каждого на ножках стоящего ребятенка котомочку, да за порог и выпроводит: "Иди с Богом, авось либо ненароком сумеешь уцелеть"… Не может он так поступить, просто потому, что в его картине мира для подобных действий места нет. Не вмещает гуманистическая его голова реализм такой ситуации, об этом выжившие единомышленники его после войны говорили открыто, писали в научных трудах, что Катастрофа-де вещь невозможная, немыслимая, непостижимая, и вообще такого не может быть, потому что не может быть никогда. И незачем, стало быть, думать, как в подобных случаях поступать надлежит. Это не должно повториться!

В школе нас когда-то учили, что адекватная реакция на ситуацию способствует выживанию, но в данном случае адекватная реакция (да что там реакция - осознание ситуации) считалась за грех. Наиболее последовательно линия эта проводится в известном итальянском фильме про прекрасную жизнь: реальность рекомендуется в упор не замечать, вытеснять из сознания, замещая очередной красивой картинкой - и благоти будет! Уцелевшие в Катастрофе десятилетиями не могли рот раскрыть, потому что невозможно описать их опыт в категориях гуманистического мировоззрения. Слов таких нету. Теми же словами, что, в конце концов, выдумали, оказалось возможным только все переврать.

Задним числом навороченная мифология злодейскому нацизму противопоставляла светлые идеи сионизма, коммунизма, гуманизма… (нужное подчеркнуть), правда же состояла всего-навсего в том, что верность современной западной системе ценностей себя не окупает. Шансы на выживание у еврея-бунтовщика, еврея-жулика, даже еврея-традиционалиста, гоям доверять не привыкшего, оказались выше, чем у еврея - лояльного гражданина.

В отличие от прочих двуногих, которые, конечно, тоже могли погибнуть от шальной пули или широкозахватной бомбы, быть расстреляны в качестве заложников или по ошибке, но статистически шансы выжить у мирного жителя все же были выше, чем у партизана. Для еврея же все было наоборот. Теоретическую базу под этот факт подвести возможно любую (от религиозной до антисемитской включительно), но, прежде всего факт надобно признать, а вот это сделано не было. И не случайно.

Слишком уж мощным оказался рывок XIX - XX веков в ассимиляцию, слишком непреодолимым желание стать "как все", хотя на самом-то деле никаких "всех" на свете нет и никогда не бывало, есть "каждый", со своими проблемами, своим характером и своей историей. Лучше всего об этом сказал, пожалуй, В. Высоцкий. Помните "Бег иноходца"? Чтобы стремиться выиграть "как все", ему надо сперва скинуть жокея и скакать, как самому скачется. Такой вот парадокс, усвоить который сумел разве что Жаботинский, но… кто же слушал Жаботинского?

Интересна в этом смысле реакция Ханны Арендт. В последней своей большой работе заклинает она гибнущий Запад вернуться к системе ценностей малой общины (греческого полиса), правильно догадываясь, что с утратой такой системы становится общество нежизнеспособным, и не могут ее заменить никакая демократия, ни права человека. Но вот про собственный свой народ никак не могла она понять эту истину, и отчаянно спорила с сионистами, требуя чтобы Израиль стал либо надежным, неприступным убежищем для недорезанных (и тут же правильно объясняя, что требование это неисполнимо!), либо уж, на худой конец, маяком, указывающим всему человечеству путь в светлое социалистическое будущее (тоже неисполнимо, хотя она про это еще не догадывалась).

Впрочем, сионисты и сами в этом смысле недалеко от нее ушли. Молодое поколение воспитывалось ну жуть до чего "общечеловеками" (тем более что преподавание истории поставлено в израильских школах из рук вон плохо!), араболюбцами, каждый киббуц видел в себе Мессию, а День Памяти Катастрофы прошел только с довеском "и Героизма". Нет, нет, я вовсе не хочу сказать, что героизма не было, но… героизм-то вот именно был у всех. А Катастрофа - только у нас с цыганами. Но цыгане истории не пишут, а нам, в очередной раз, важнее всего было самим себе доказать, что и мы - не хуже других… Важнее, чем разобраться в том моменте, что нас от (почти) всех на сей раз отличает…

Можно долго и нудно спорить о роковой роли юденратов тогда или о сложной психодраме Шарона сейчас, но уши-то выше лба не растут. Не могли юденраты вести себя иначе, ибо не поняли и не приняли бы евреи никакой другой их политики. Точно также как на грядущих выборах не сможет ни один политик, будь то Шарон, Натаньягу или Либерман, сказать своим избирателям правду о надвигающейся катастрофе. Потому что без всяких опросов ясно, что предпочтут они - вруна. Вот что всего ужаснее.

"Заметки по еврейской истории"





Это статья Jewniverse - Yiddish Shteytl
https://www.jewniverse.ru

УРЛ Этой статьи:
https://www.jewniverse.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=946
Jewniverse - Yiddish Shteytl - Доступ запрещён
Уроки идиш
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Your Account
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 727

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
Jewniverse - Yiddish Shteytl: Доступ запрещён

Вы пытаетесь получить доступ к защищённой области.

Эта секция только Для подписчиков.

[ Назад ]


jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.044 секунд