Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал
Арье Барац. Комментарий к Торе. Книга Шмот. Недельный раздел Ваякейл. Monday, April 03 @ 22:04:49 MSD от Irena (1368 Кол-во прочтений)
Anonymous написал "
Красота мир спасет
“И собрал (Ваикагель) Моше всю общину сынов Израиля и сказал им: “Вот что повелел Бог сделать: шесть дней можете работать, а день седьмой да будет свят для вас” (35.1-2) . Такими словами начинается недельное чтение, “Ваикагель”.
Это собрание произошло 11 тишрея, на другой день после того, как Моше (в Йом Кипур) спустился с горы Синай. Причем это собрание было посвящено повелению о строительстве скинии. Однако, как мы видим, началась речь Моше заповедью, запрещающей работу в субботу. Спаренность двух разных тем в одном отрывке Торы расценивается устной традицией как признак их сущностной связи. Но в данном случае эта тематическая близость заметна и без того: суббота - это освященное время, скиния - освященное пространство. Две эти святыни: Суббота и Храм - являются в иудаизме основополагающими.
Но не только об этом говорит сопряженность темы субботы и темы скинии. Из этой спаренности учится о том, что святость субботы в определенном смысле даже выше святости скинии, так как для ее строительства Суббота не нарушалась. На этом положении основывается субботний запрет тридцати девяти категорий работ, которые производились при постройке скинии."
Арье Барац. Встреча в аду. Sunday, August 28 @ 00:00:00 MSD от Irena (1423 Кол-во прочтений)
Anonymous написал " Амалек был народом, напавшим на евреев сразу после их выхода из Египта. В наказание за это нападение в Торе предписывается "стереть память Амалека". Традиция рассматривает это как приказ убивать амалекитян, т.е. убивать на основании одной только их "расовой" принадлежности. В настоящий момент эта заповедь, разумеется, считается чисто номинальной, так как амалекитяне полностью исчезли в качестве отдельного племени. Однако, согласно иудейскому преданию, даже рассеявшийся среди народов и не могущий быть выявленным по национальным признакам, Амалек не исчез и обнаруживается в стремлении уничтожить евреев, т.е. остается последовательным врагом Бога.
Более того, сколько евреи существуют, они не устают повторять, что в мире имеются силы, которые стремятся их истребить. Такого рода утверждения мы во множестве встречаем уже в ТАНАХе. Например, "Сказали они: пойдем и истребим их, чтобы перестали быть народом..., чтобы не упоминалось более имя Израиль" (Псал. 83.5).
Что же касается Устной Торы, то в ней это положение приняло характер вполне разработанного учения, согласно которому смешавшиеся с различными народами потомки амалекитянского царя Агага стремятся именно уничтожить еврейский народ.
В ТАНАХе описывается, что царь Шауль, которому было приказано Всевышним истребить Амалека, сохранил на несколько часов жизнь его царя. Устная Тора утверждает, что этих часов оказалось достаточно для того, чтобы царь продолжил свой род, от которого, в частности, происходит и библейский Аман.
Его антисемитская концепция приводится в книге Эстер (в версии Септуагинты) в следующих словах: "Аман объяснил нам, что во всех племенах вселенной замешался один враждебный народ, по законам своим противный всякому народу, постоянно пренебрегающий царскими повелениями, дабы не благоустроялось безукоризненно совершаемое нами соуправление. Итак, узнав, что один только этот народ всегда противится всякому человеку, ведет образ жизни чуждый законам, и, противясь нашим действиям, совершает величайшие злодеяния, чтобы царство наше не достигло благосостояния, мы повелели указанных вам в грамотах Амана, поставленного над делами и второго отца нашего, всех с женами и детьми всецело истребить" (3.13)
Многие подвергают сомнению это свидетельство иудаизма. Во-первых, вопреки утверждению Свитка (10.2) о том, что "книги летописи царей Мадая и Параса" содержат соответствующие записи, не найдено никаких дополнительных свидетельств того, что при Ахашвероше евреям угрожало истребление. А во-вторых, почему вообще вдруг возникла эта идея геноцида? С какой стати Аману пришла в голову мысль уничтожить целый народ из-за того, что один из сынов этого народа ему не поклонился? Откуда, из каких мировоззренческих источников мог он черпать такую ненависть к Израилю?
Сам иудаизм не отвечает на этот вопрос: характеризуя Амалека как "биологического" антисемита, ни письменная, ни устная Тора нам ничего не сообщают о философском оформлении этого антисемитизма.
Но быть может, Аман находил основу для своего дуалистического антисемитизма в исторически первом источнике дуализма - зороастризме? "
Рамбам - Маймонид. Мишне Тора. Законы основ Торы. Sunday, May 29 @ 00:00:00 MSD от Irena (2033 Кол-во прочтений)
Anonymous написал "
Глава девятая
1. Объяснено в Торе четко и ясно, что она [Тора] заповедана навсегда и на вечные времена. И нельзя ее ни изменять, ни убавлять от нее, ни прибавлять к ней, как сказано: «Все, что Я заповедую вам, строго исполняйте: не прибавляй к этому ничего и ничего не убавляй от этого.» (Дварим 13-1), и сказано: «А открытое – нам и сынам нашим навечно, чтобы исполнять все слова Учения этого» (Дварим 29-28). Отсюда мы знаем, что всё, сказанное в Торе, мы обязяны исполнять во веки веков. И сказано: «Это вечное установление для всех поколений ваших» (Ваикра 23-14). И сказано: «Не на небесах она [Тора]» (Дварим 30-12). Отсюда мы знаем, что отныне пророку не позволено изменять что-либо в Торе [так как Тора уже была дана евреям на горе Синай в полном виде, никакое откровение и никакое пророчество не может изменить ее]. Поэтому, если появится человек из других народов или из Израиля и сделает чудо или знамение, и скажет, что Б-г послал его добавить одну заповедь или упразднить одну заповедь или истолковать любую заповедь Торы толкованием, которого мы не слышали от Мойше, или если он скажет, что заповеди даны Израилю не навечно и не на все поколения, а только временно – такой человек является лжепророком, ибо он пытался отрицать пророчество Мойше. Поэтому ему полагается смерть через удушение за то, что он злонамеренно пытался говорить от имени Б-га, который ему этого не велел. Ибо Он, благословенно Имя Его, повелел Мойше, что Тора дана нам и детям нашим навеки, и не может человек от Б-га быть уличенным во лжи.
2. Если так, то почему сказано в Торе: «Пророка поставлю Я им из среды братьев их, подобно тебе, и вложу слова Мои в уста его, и будет он говорить [им все, что Я повелю ему.]»? (Дварим 18-18) Потому что задача пророка не создавать новую религию, а утверждать написанное в Торе и предостерегать народ от нарушений Торы, как сказал последний из пророков: «Помните Тору Мойше, раба Моего» (Малахи 3-22). И если повелел пророк нам что-либо разрешенное Торой, например, «идите к такому-то месту» или «не идите», «воюйте сегодня» или «не воюйте», «постройте стену эту» или «не стройте ее» – мы обязаны слушаться его. А нарушающий слова пророка заслуживает смерти пришедшей с Небес [– умирает раньше времени], как сказано: «А человек, который не послушает слов моих, которые он [пророк] говорить будет от Имени Моего, Я взыщу с него.» (Дварим 18-19).
3. Подобно этому, пророк, нарушающий свое собственное пророчество, а также пророк, подавляющий свое пророчество [отказывающийся пророчествовать],– заслуживает смерти пришедшей с Небес. И обо всех трех случаях [неповиновения] сказано: «Я взыщу с него». А также если скажет нам пророк – о котором мы точно знаем, что он пророк,– нарушить любую заповедь из Торы или нарушить много заповедей строгих или нестрогих, но лишь временно,– мы обязаны слушаться его. И так же мы учили у мудрецов древности, слова которых дошли до нас благодаря устной традиции: «Во всем [слушаться]. Если скажет тебе пророк: «Нарушь слова Торы!», как Элияѓу на горе Кармель – слушайся его во всем, кроме идолопоклонства». Это касается только тех случаев, когда нарушить Тору нужно лишь временно, например, как Элияѓу, который принес жертву Б-гу на горе Кармель, несмотря на то, что только Иерусалим избран [предназначен] для этого, а приносящий жертву вне Иерусалима заслуживает отсечения души. А так как Элияѓу был проверенным пророком, все обязаны слушаться его. И о такой ситуации сказано: «Его слушайтесь» (Дварим 18-15). И если бы спросили Элияѓу: «Как же мы можем упразднить написанное в Торе: «[Остерегайся,] не приноси жертв всесожжения твоих в любом месте [, которое увидишь. А только на месте, которое изберет Б-г в одном из колен твоих ...]»? (Дварим 12-13). Он бы им ответил: «Сказано только о приносящем жертвы вне Иерусалима постоянно, что он заслуживает отсечения души. Я же принесу жертву только сегодня, по слову Б-га, чтобы изобличить пророков Баала». Подобно этому, если повелели все пророки нарушить [сказанное в Торе] временно, нужно слушаться их. Но если они скажут, что сказанное в Торе упразднено навсегда – смерть их от удушения, ибо Тора сказала: «нам и сынам нашим навечно» (Дварим 29-28)."
Рамбам - Маймонид. Мишне Тора. Законы основ Торы. Friday, May 27 @ 00:00:00 MSD от Irena (1547 Кол-во прочтений)
Anonymous написал "
Глава седьмая
1. Одна из основ веры – знать, что Вс-сильный наделяет пророческим даром людей. Но пророческий дар открывается только человеку очень мудрому, возвышенных душевных качеств, страсти которого никогда не овладевают им, но он сам овладевает страстями по своему желанию, постоянно. Он также должен обладать очень широкими и предельно точными. Человек, наполненный всеми этими качествами, с полностью здоровым телом, когда он зайдет в «Пардес» – будет увлечен содержанием этих вещей великих и удалённых от понимания простых людей, и будут у него правильные понятия, чтобы понять и постичь. И он постоянно освящает себя и отделяется от путей общества, идущего в потёмках времени, он постоянно стимулирует себя и приучается не думать о никчемных вещах [таких, как власть и мнимая слава], а также о суете времени и его уловках [погоня за мнимыми приобретениями]. Напротив – его разум всегда направлен наверх и привязан под Троном Славы, чтобы понять духовные формы, святые и чистые [которые окружают Трон Славы], и разум его всматривается в мудрость Святого Благословенного во всей её полноте – от самой высшей духовной формы [см. выше главу 2, п.7] до центра Земли. В результате он узнаёт Его величие и Дух Святости почиет на нем. В тот момент, когда почиёт на нём Дух Святости, смешивается душа его с уровнем ангелов Ишим [ – самая низшая ступень ангелов, близкая к разуму человека], и становится он другим человеком и понимает про себя, что он уже не такой, как был раньше, а возвысился над ступенью других мудрецов человеческих. Как сказано о Шауле: «[И снизойдёт на тебя Дух Гос-подень,] и ты будешь пророчествовать с ними и станешь иным человеком» (Шмуэль 1, 10-6).
2. Пророки могут быть разных уровней: так же, как один человек может быть более велик в мудрости, чем другой человек – точно так же один пророк может иметь более высокий уровень пророчества, чем другой пророк. У всех пророков пророческие видения бывают только ночью во сне или днём в глубокой дрёме, как сказано: «Я в видении открываюсь ему [пророку], во сне говорю с ним» (Бамидбар 12-6). Во время пророчества у пророков дрожат все части тела, их тело теряет силу, все их мысли перемешиваются, и, в результате, разум их освобождается, чтобы постичь увиденное, как сказано об Аврааме: «И вот ужас, мрак великий нападает на него» (Берейшит 15-12). И как сказано о Даниэле: «[А я остался один и видел это великое видение, и лишился я сил,] исказилось лицо моё, и обессилил я» (Даниэль 10-8).
3. Всё, что открывается пророку в пророческом видении, открывается в виде образов. И немедленно отпечатывается у него в сердце разгадка этого образа из пророческого видения, и постигает он это. Как, например, лестница, увиденная нашим праотцом Яковом, по которой ангелы спускались и поднимались,– этот образ представлял различные царства и порабощения, связанные с ними. И как животные, увиденные Йехезкелем, и кипящий котел, и палка из миндального дерева, увиденные Йермией, и свиток, увиденный Йехезкелем, и эйфа, увиденная Зхарьей. Это же относится и к другим пророкам. Некоторые пророки, как и упомянутые выше, передают образы и их разгадки, а некоторые передают лишь разгадки. А иногда они передают лишь образы без разгадок, как, например, часть речений Йехезкеля и Зхарьи. Но все они получают пророчества в форме образов и загадок.
4. Все пророки не пророчествуют, когда они захотят, а сосредотачиваются и пребывают в радости и хорошем настроении и уединяются. Ибо пророчество не осеняет грустных и ленивых, а только радостных и веселых. Поэтому сыны пророков – впереди них лира и бубен, и свирель и арфа, когда они желают получить пророчество. Об этом сказано: «И они стараются получить пророчество» (Шмуэль 1, 10-5). То есть, они идут по пути пророчества [стараются быть способными его получить] пока не получат его. Это похоже на то, как говорят, что такой-то человек старается стать великим [ – он идет к своей цели, но еще не достиг её]."
Рамбам - Маймонид. Мишне Тора. Законы основ Торы. Thursday, May 26 @ 00:00:00 MSD от Irena (1696 Кол-во прочтений)
Anonymous написал "
Глава пятая
1. Все евреи (включая женщин) обязаны выполнять заповедь Кидуш Ѓашем – «освящение Его Великого Имени», как сказано: «И освящусь Я среди сынов Израиля» (Ваикра 22-32). А также обязаны остерегаться осквернять Его Имя, как сказано: «И не оскверняйте Имени Моего святого» (Ваикра 22-32). Каким образом? Если восстанет идолопоклонник и заставит еврея нарушить одну заповедь Торы под страхом смерти – пусть нарушит и не будет убит, как сказано о заповедях: «Который будет выполнять их и жить ими» (Ваикра 18-5). «И жить ими» – но не умрет из-за них. И если умер и не нарушил – то он в ответе за свою душу.
2. Это относится ко всем заповедям, кроме идолопоклонства, кровосмешения и убийства. Но три эти заповеди – если скажут ему: «Нарушь одну из них – или будешь убит!» – Пусть будет убит, но не нарушит. Это [различие между «тремя заповедями» и остальными] касается случаев, когда идолопоклонник намеревается получить личную выгоду, например, заставляет строить для себя дом в Шабат, или варить для себя еду, или изнасиловал женщину, и тому подобное. Но если он намеревается лишь заставить еврея согрешить, будучи с ним наедине, и не в присутствии десяти евреев, то пусть нарушит и не будет убит. А если заставил его согрешить в присутствии десяти евреев – пусть будет убит, но не нарушит, даже если он собирался заставить его нарушить одну из остальных заповедей [кроме идолопоклонства, кровосмешения и убийства].
3. И все это [различие между «тремя заповедями» и остальными, а также – в присутствии десяти евреев, или нет] не относится ко временам религиозных преследований. Во времена же религиозных преследований, то есть, когда восстаёт нечестивый царь, как Навуходнецар со своими товарищами, и издаёт указ, запрещающий еврейскую религию или одну из заповедей,– пусть будет убит, но не нарушит. И даже за одну из остальных заповедей, не зависимо от того, в присутствии ли десяти евреев или наедине с идолопоклонником.
4. Каждый, о ком сказано: «пусть нарушит и не будет убит», но был убит и не нарушил – он в ответе за свою душу. И каждый, о ком сказано: «пусть будет убит, но не нарушит», и был убит, но не нарушил – он совершил Кидуш Ѓашем – освятил Его Имя. А если это было в присутствии десяти евреев,– то он освятил Его Имя публично, как Даниэль, Хананья, Мишаэль и Азарья и как раби Акива и его товарищи. И вот они, убитые нечестивым царством, выше которых нет. Про них сказано: «Ведь из-за Tебя убивают нас весь день, считают нас овцами для заклания» (Теѓилим 44-23). И ещё про них сказано: «Соберите Мне благочестивых Моих, заключивших союз со Мной над жертвой» (Теѓилим 50-5). Каждый, о ком сказано: «пусть будет убит, но не нарушит», но нарушил и не был убит – оскверняет Его Имя. А если это было в присутствии десяти евреев – то он осквернил Его Имя публично, не выполнил позитивную заповедь Кидуш Ѓашем, а также нарушил негативную заповедь «остерегаться осквернять Его Имя». И, несмотря на это, не наказывают его плетьми, ибо он сделал это по принуждению. И очевидно, что суд не присуждает ему смертную казнь, даже если он убил по принуждению,– так как наказывают плетьми и приговаривают к смертной казни только нарушившего Закон по собственной воле, по показанию свидетелей и с предупреждением, как сказано о приносящем своих детей в жертву Молеху: «И обращу Я лицо Моё на того человека» (Ваикра 20-5). Учат мудрецы, ссылаясь на Синайское откровение, что слово «того человека» исключает принуждённого, нечаянно совершившего и введённого в заблуждение. И если идолопоклонство – самый серьёзный проступок, то совершающий его по принуждению не подвергается отсечению души, и очевидно, что суд не присуждает ему смертную казнь – тем более это касается остальных заповедей Торы [что за их нарушение по принуждению не присуждают смертную казнь]. Об изнасилованной девушке сказано: «Девице же не делай ничего [ – нет на девице греха, за который полагается смерть, ибо как поднимается человек на ближнего своего и убивает его – так же и это дело.]» (Дварим 22-26). Но если человек может спастись бегством из-под власти нечестивого царя и не делает этого – то он подобен «псу, возвращающемуся на блевотину свою», а также он называется добровольным идолопоклонником, теряет удел в Будущем Мире и спускается на самую низкую ступень в Геѓином."
Рамбам - Маймонид. Мишне Тора. Законы основ Торы. Sunday, May 22 @ 00:00:00 MSD от Irena (1647 Кол-во прочтений)
Anonymous написал "
Глава третья
1. Сферы, которые имеют несколько названий – Шамаим [небо], Ракиа [небосвод], Звуль [жилище] и Аравот [смешения] – этих сфер девять. Самая близкая из них – это сфера Луны, вторая сфера, которая над ней,– в ней находится планета Кохав [Меркурий]. В третьей сфере, которая над ними, находится планета Нога [Венера]. В четвертой сфере – Солнце, в пятой – планета Маадим [Марс], в шестой сфере – планета Цедек [Юпитер], в седьмой сфере – планета Шабтай [Сатурн], в восьмой сфере находятся все остальные звёзды, которые видны на небосводе, а девятая сфера постоянно вращается с востока на запад и охватывает собою всё. А то, что все звёзды кажутся расположенными на одной сфере, несмотря на то, что они на разной высоте,– это потому, что сферы эти чисты и прозрачны как стекло или сапфир. Поэтому может казаться, будто звёзды с восьмой сферы находятся ниже первой сферы.
2. Каждая из восьми сфер, в которых есть звёзды, состоит из множества сфер – одна над другой – подобно слоям луковицы. Некоторые из них вращаются с запада на восток, а некоторые – с востока на запад, как девятая сфера. И нет между ними никакого промежутка.
3. Все эти сферы – не лёгкие и не тяжелые, и нет у них ни красной окраски, ни черной и никакой другой. А то, что мы их видим голубоватыми,– таково восприятие глаза из-за высоты пространства. А также нет у них ни вкуса, ни запаха ибо эти свойства присущи только более низким телам.
4. Все эти сферы, окружающие мир,– они круглые, как шар, а Земля подвешена в центре. И некоторые звёзды находятся на малых сферах, которые не окружают Землю. Но эти малые сферы прикреплены к большим сферам, окружающим Землю.
5. Всего есть восемнадцать сфер, окружающих весь мир, а малых сфер, которые не окружают,– восемь. И по движению звёзд, и по степени их вращения в любой день и час, и по их отклонению на север или на юг, и по их удаленности от Земли или по их приближенности к Земле можно узнать число всех эти сфер, а также форму их движения и образ их обхода. И это – мудрость вычисления периодов кругооборота и созвездий [знаков Зодиака]. Множество книг составлено на эту тему греческими мудрецами."
Рамбам - Маймонид. Мишне Тора. Законы основ Торы. Friday, May 20 @ 00:00:00 MSD от Irena (1606 Кол-во прочтений)
Anonymous написал "
Перевод с древнееврейского: Иеуда Верник
основан на классическом комментарии «Рамбам ЛаАм»
Введение
Законы основ Торы состоят из десяти заповедей: шести позитивных и четырех негативных. И вот они:
Знать, что Б-г существует.
Не думать, будто существует другое божество, кроме Б-га.
Утверждать Его единство и единственность.
Любить Его.
Бояться Его.
Освящать Его Имя.
Не осквернять Его Имени.
Не уничтожать вещи, на которых Его Имя.
Слушать пророка, говорящего от Его Имени.
Не испытывать Его.
В следующих главах эти заповеди объясняются.
Глава первая
1. Основа основ и столп мудрости – знать, что есть Первичная Сущность, которая является причиной существования всего сущего. И все, что есть на небесах и на земле, и все, что между ними, существует благодаря Истинной Сущности.
2. И если представить, что Его нет – ничто не могло бы существовать.
3. И если представить, что ничего, кроме Него, не существует,– Он один будет существовать и не исчезнет, как все остальное. Ибо в Нем нуждается все сущее, а Он, Благословенный, не нуждается ни в чем. Поэтому Его истинность отлична от истинности всего.
4. Об этом сказал пророк: «И Г-сподь – Б-г истинный» (Йирмея 10-10). Он один истинный, и ничто не истинно как Он. И об этом сказано в Торе: «Ничего, кроме Него, не существует» (Дварим 4-35). То есть, ничто не существует по-настоящему, кроме Него.
5. Сущность эта – Г-сподь Вселенной, Владыка Мира. Он управляет сферой мироздания при помощи беспредельной и беспрерывной силы. Ибо сфера эта постоянно вращается. И невозможно, чтобы она вращалась сама по себе. А Он, Благословенный, вращает её без руки и без тела.
6. Знание это – позитивная заповедь. Как сказано: «Я – Б-г, Г-сподь твой.» (Шмот 20-2). И всякий, кто воображает, что есть ещё другое божество – нарушает негативную заповедь, как сказано: «Не будет у тебя других богов предо Мной», а также отвергает основу, так как это главная основа, на которой всё зиждется.
7. Божество это – одно. Не два и не более. И нет подобного единства нигде в мире. Единство это не подобно единению множества составляющих, и не подобно телу, состоящему из множества органов и конечностей. Но единство это не имеет подобия во Вселенной. И если бы было множество божеств, у них должны были бы быть тела. Ибо предметы, поддающиеся пересчету, отличаются друг от друга только телесными атрибутами в пространстве и изменениями во времени. И если бы Создатель имел тело, то у Него был бы предел, как и у всякого тела. А всё, что имеет предел, имеет также предел для своих сил. Вс-сильный же наш, благословенно Имя Его,– сила Его беспредельна и беспрерывна. Ведь сфера мироздания вращается постоянно, поэтому сила Его не имеет телесной природы. А так как нет у Него тела – к Нему не относятся телесные атрибуты в пространстве и изменения во времени, которые смогли бы отделить Его от других тел. Поэтому Он может быть только один. Знание это – позитивная заповедь. Как сказано: «Б-г Вс-сильный наш – Б-г один» (Дварим 6-4)."
Рамбам - Маймонид. Мишне Тора. Законы о нравах. Thursday, May 19 @ 00:00:00 MSD от Irena (2028 Кол-во прочтений)
Anonymous написал "
Перевод с древнееврейского: Иеуда Верник
основан на классическом комментарии «Рамбам ЛаАм»
Глава третья
1. Человек может сказать: «Если зависть, сладострастие, честолюбие и тому подобное являются плохим путем и сживают человека со света – отделюсь от них максимально и отдалюсь к противоположной крайности». И не будет он есть мясо, пить вино, жениться, жить в красивой квартире, одеваться в красивые одежды, а будет одеваться в мешковину и в грубую шерсть и тому подобное, как, например, служители идолопоклоннических культов – также и это плохой путь, и запрещено по нему идти. А идущий по этому пути называется грешником, ибо про назира сказано: «И искупит своё преступление перед душой» (Бамидбар 6-11). Сказали мудрецы: «И если назиру, который всего лишь дал обет не пить вино, всё-же требуется искупление, то человеку, воздерживающемуся от многих вещей, тем более требуется искупление!» (Таанит 11.). Поэтому постановили мудрецы, что человеку следует воздерживаться только от вещей, запрещенных Торой, и не должен он создавать себе дополнительные запреты, давая обеты и клятвы. Так сказали мудрецы: «Не достаточно тебе того, что запретила Тора, так ты находишь себе новые запреты?!» (Йерушалми, Недарим 89-1). В эту категорию входят люди, которые постоянно постятся [не едят и не пьют с утра до вечера или полные сутки], они идут не по хорошему пути. И мудрецы запретили, чтобы человек сам себя изнурял постами. Об этом и подобном этому постановил Шломо и сказал: «Не будь слишком праведным и не мудрствуй: зачем тебе быть удрученным?» (Коѓелет 7-16).
2. Должен человек направить свой разум и все свои поступки только на то, чтобы знать Б-га, благословен Он. И всё что он будет делать – ложиться, вставать, говорить – всё должно быть для достижения этой цели. Каким образом? Когда будет человек торговать или заниматься ремеслом, чтобы заработать, - не должен он стремиться только к накопительству, но должен он делать всё это для того, чтобы приобрести необходимые для тела вещи: еду, питье, дом, а также чтобы получить возможность жениться. А когда будет он есть и пить, и во время близости с женой – не будет он сосредоточен лишь на получении удовольствия до такой степени, что окажется, что ест и пьет он только то, что ему нравится, а близость с женой у него только для удовольствия. Напротив – должен он иметь в виду, когда ест и пьет, что делает это только для того, чтобы оздоровить тело и органы. Поэтому не следует человеку есть все, что ему нравится, подобно собаке или ослу, но должен он есть вещи, полезные для тела – сладкие и горькие. И не следует человеку есть вещи, вредные для тела, даже если они ему нравятся. Каким образом? Тому, у кого горячая плоть, не следует есть мясо и мёд, а также не следует пить вино, как пояснил Шломо: «Есть мёду много нехорошо.» (Мишлей 25-27). Тот, кто пьёт цикорий, несмотря на его горечь, фактически, ест и пьёт только для лечебных целей, чтобы быть здоровым и целым; ибо человеку невозможно прожить без еды и питья. Таким же образом, во время близости с женой, его целью должно быть оздоровление тела и продолжение рода. Поэтому не следует человеку иметь близость с женой всякий раз, когда ему захочется, но только тогда, когда он знает, что ему необходимо вывести семя для оздоровления или для продолжения рода.
3. Человек, ведущий здоровый образ жизни только с целью того, чтобы его тело и органы были целы, а также, чтобы были у него сыновья, которые будут выполнять его работу и прислуживать ему – такой человек идет не по хорошему пути. Но должен он стараться, чтобы тело его было целым и крепким для того, чтобы душа его смогла знать Б-га. Ибо невозможно понять и уразуметь мудрые вещи, будучи голодным и больным или если болит один из органов. И должен человек стараться, чтобы был у него сын – возможно, станет он мудрецом и великим в Израиле. Получается, что тот, кто идет этим путем всю жизнь - служит Б-гу постоянно, даже когда он занят торговлей и даже во время близости с женой, ибо его основная цель – приобрести всё необходимое для тела, чтобы служить Б-гу. И даже во время сна, если спит он для того, чтобы отдохнуло его сознание и чтобы отдохнуло тело, для того, чтобы не заболеть и не лишиться возможности служить Б-гу – получается, что сон его тоже является служением Б-гу, благословен Он. На эту тему постановили мудрецы, говоря: «Да будут все дела твои во имя Небес.» (Авот 2-12). Об этом же сказал Шломо, в своей мудрости: «Во всех путях твоих познавай Его, и Он выпрямит стези твои.» (Мишлей 3-6)."
Рамбам - Маймонид. Мишне Тора. Законы о нравах. Wednesday, May 18 @ 00:00:00 MSD от Irena (1781 Кол-во прочтений)
Anonymous написал "
Перевод с древнееврейского: Иеуда Верник
основан на классическом комментарии «Рамбам ЛаАм»
Введение
Законы о нравах состоят из одиннадцати заповедей: пяти позитивных и шести негативных. И вот они:
Стараться быть похожим на Него в своём поведении.
Быть приверженным к знающим Его.
Любить ближних.
Любить геров.
Не ненавидеть братьев.
Упрекать.
Не срамить.
Не мучать несчастных.
Не сплетничать.
Не мстить.
Не затаивать обиду.
В следующих главах эти заповеди объясняются.
Глава первая
1. Много качеств есть у всех людей. Отличаются эти качества друг от друга, и предельно далеки они друг от друга. Один человек гневливый, он постоянно пребывает в ярости; другой человек спокойный, он никогда не гневится, а если и разгневается, то только раз в несколько лет. Один человек слишком высокомерный, а другой человек слишком скромный. Один человек любит наслаждения и не насытится душа его в погоне за удовольствиями; а другой человек обладает очень чистым сердцем, и не желает он даже самых малых и необходимых для тела вещей. Один человек жадный, и ему не хватит богатства всего мира, как сказано на эту тему: "Любящий деньги не насытится деньгами" (Коѓелет 5-9). А другой человек довольствуется малым, даже если этого ему недостаточно, и не стремится он приобрести всё, что ему нужно. Один человек, изнуряя себя голодом, копит деньги и ест самую малость только если ему станет совсем плохо. А другой человек расточает всё свое богатство. Подобно этому, и все другие качества, например, гуляка и меланхолик, скупердяй и транжира, жестокий и милосердный, боязливый и отчаянный, и так далее.
2. И между двумя диаметрально противоположными качествами всегда есть множетво промежуточных качеств, отличных друг от друга. Из всех качеств, одни являются для определенного человека врожденными, соответствующими природе его тела, к другим качествам тело человека предрасположено настолько, что он приобретёт эти качества после рождения скорее, чем он приобретёт другие качества. Третьи же качества не являются врожденными вовсе, их человек перенял у других, или он обратился к ним сам, в соответствии с возникшим у него желанием, или он слышал, что такое-то качество хорошо для него, и ему стоит следовать, поэтому приучил себя сей человек к этому качеству до такой степени, что оно укрепилось в его сознании.
3. Обе противоположные крайности в каждом качестве - не добрый путь. И не подобает человеку следовать этим крайностям или приучать себя к ним. И если обнаружил человек у себя склонность к одной из них или если он уже перенял одно из этих качеств и привык к нему - должен он вернуться к лучшему и идти по хорошему пути, по пути прямому."
Разумно ли не верить в Б-жественность Торы? Wednesday, February 16 @ 00:00:00 MSK от Irena (1623 Кол-во прочтений)
Anonymous написал "
Раввин Шмуэль–Яаков Вайнберг (1923–99).
Семнадцатый день еврейского месяца тамуз исторически связан у нашего народа со многими несчастьями. Поэтому для человека верующего это ежегодно день поста и печали. С прошлого года — особенно: в этот день ушел из жизни декан всемирно известного балтиморского колледжа «Нэр-Иcраэль», раввин Шмуэль-Яаков Вайнберг (1923-99 гг.). Рассказали об этом газета «The Baltimore Sun», журнал «The Baltimore Jewish Times» и другие периодические издания. А вот среди русскоязычной балтиморской прессы «Спектр» (№7, 1999) оказался единственным, сообщившем об этом горестном событии своим читателям.
Трудно одной строкой охарактеризовать человека, тем более такого титана мысли, непревзойденного исследователя трудов Рамбама, глубокого талмудиста, ровно как и знатока многих наук и мировой литературы, каким был р. Вайнберг. Но, все же, вспоминая его, сразу приходит на память строка из Талмуда: «Печать Г-спода — правда» (трактат Шаббос, стр. 55а). «Человек правды» — говорили знавшие его. Еще в детстве, живя в Тверии, он стал свидетелем, как по вине его учителя заживо сгорела женщина. И восьмилетний мальчик, сам решив, что у такого человека нельзя научиться правде, перебрался в Иерусалим. Это стремление к правде он пронес через всю жизнь. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию лекцию р. Вайнберга, посвященную истинности иудаизма. Она была любезно предоставлена журналу «Спектр» зятем покойного, раввином Берлом Вайсбордом, духовным руководителем и директором приемной комиссии колледжа «Нэр-Исраэль»."