Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал
Михаэль ДОРФМАН. СКОЛЬКО ИХ, КРЕЩЕНЫХ ЕВРЕЕВ? Thursday, February 22 @ 11:41:50 MSK от Irena (3516 Кол-во прочтений)
Anonymous написал "Публикация рецензии «Еще раз о евреях и православии» на книгу Джудит Дейч-Корнблат «Дважды избранные: Еврейская идентификация, советская интеллигенция и Русская православная церковь» (Judith Deutsch Kornblatt. Doubly Chosen: Jewish Identity, the Soviet Intelligentsia, and the Russian Orthodox Church Madison: The University of Wisconsin Press, 2004. Pp. XII, 203) о феномене российских евреев, принявших крещение в 1980-90 годы на сайте Букник.ру интересна сама по себе, поскольку тема крещеных евреев одна из тех о которых «не любят говорить». Сама книга Корнблат интересна и знаменательна, поскольку повествует о событиях недавней российской и еврейской истории, с точки зрения наблюдателей, чей взгляд не часто находит выражения, ни в еврейском, ни в русском дискурсе.
«Букник.ру» - издание интересное и солидное, а автор рецензии – уважаемый ученый-историк, академический директор Международного исследовательского центра российского и восточноевропейского еврейства, преподаватель кафедры иудаики МГУ Олег Будницкий Рецензия выражает точку зрения, с которой я в общем то согласен. Трудно было согласится лишь с одной фразой:
«Остается неясным, однако, насколько широко был распространен переход евреев в православие в позднесоветский период и насколько надежны данные, собранные исследовательницей. «Некоторые, — пишет Корнблат, — говорят о десятках тысяч, другие – о нескольких тысячах евреев-христиан» (с.25). Первая цифра, конечно, — нонсенс. Полагаем, что и вторая может быть преувеличенной».
Из рецензии непонятно, почему трудно согласится? Согласно Всероссийской переписи населения 1994 года всего лишь 16% евреев заявили, что являются верующими. Из них 31% заявили, что исповедуют православие, 29% - иудаизм и остальные 40% указали принадлежность к другим конфессиям, а в основном назвались неконфессиональными верующими. Простой подсчет показывает, что среди еврейского населения Российской Федерации (230.000 человек) 10-11 тысяч назвались православными. Известно еще, что перепись проводится на основе ответов, данных на добровольных началах, то здесь учитывались только те, кто добровольно заявил о своей еврейской национальности и о своем православном вероисповедании. "
Евгения Буторина. Жизнь, мечты и труд. Часть 1 Friday, December 22 @ 00:00:00 MSK от Irena (1483 Кол-во прочтений)
Anonymous написал "История моей семьи
Эта рукопись была написана моим прадедом Самуилом Израилевичем Шапкайцем в 1972 году. Тщательно перепечатанная на машинке через два интервала, она хранилась в нашей семье более тридцати лет. В предисловии, обращаясь к нам, детям, внукам и правнукам, прадед писал: «… пришлось вспоминать пережитое, и мне кажется, что для вас оно может быть не только любопытно, развлекательно, но частично и поучительно». Мне тоже так кажется.
Евгения Буторина
Жизнь, мечты и труд
Автобиографический очерк
Родился я 17 февраля 1887 года в городе Иркутске, о чем сохранилось удостоверение за № 173 от 1897 года, выданное раввином Медведниковым.
Родители мои Шапкайц Израиль Григорьевич и Цвия Самуиловна, еще детьми, когда им было 10-12 лет, в пятидесятых годах 19 века вместе с родителями были сосланы в Сибирь за поджег имения своего помещика в Ковенской губернии. Шли они в Сибирь этапом по Московскому тракту через Тобольск более полугода. Сначала осели в с. Усолье Иркутской губернии, где была расположена переселенческая тюрьма, а затем были приписаны к городу Иркутску. Когда маме было 15 лет, а отцу 18, они поженились и числились в мещанской управе в мещанском сословии под фамилией Шапкайц. "
Евгения Буторина. Мы разные, но все-таки мы вместе Thursday, December 21 @ 00:00:00 MSK от Irena (1612 Кол-во прочтений)
Anonymous написал "Толерантность (в переводе с латинского "терпение") - терпимость к культуре другого этноса, его образу жизни, обычаям, обрядам, верованиям, ценностным ориентациям, поведенческим стереотипам. В более широком понимании термина - уважение к инакомыслию, к чужим мнениям, чувствам, интересам, мировоззрению, позволяющее каждому человеку придерживаться собственных взглядов и отстаивать их. По смыслу толерантность противоположна понятию ксенофобии
Тема толерантности сегодня одна из самых больных для современной России. Настолько больная, что общественная палата при Президенте России даже разработала рекомендации «О толерантности и противодействии экстремизму в российском обществе». В предисловии к этому труду говорится: «Язык вражды и группы ненависти присутствуют главным образом среди молодежи, хотя идеологами выступают взрослые люди, в том числе политики и интеллигенция». В последние месяцы активно разрабатываются законы о противостоянии экстремизму, национализму. Однако какие бы меры не принимала законодательная власть, но никакой закон в одночасье не может сразу сделать толерантными ни человека в отдельности, ни общество в целом. Понятие толерантности, уважительного отношения вообще к человеку – это процесс воспитания. И в первую очередь – воспитания молодого поколения, детей.
Помните, в нашем детстве частенько проходили праздники, на которых обязательно исполнялись «танцы и песни народов СССР». Прекрасно помню, как в третьем классе накануне Дня конституции, который тогда справлялся 12 декабря, меня назначили украинкой, и пришлось шить украинский сарафан и учить украинский танец…. А подругу Таньку, мама которой родом из Гомеля – узбечкой. И она заплетала на голове три десятка косичек и увлеченно рассказывала со сцены стихи о братском Узбекистане…"
Александр РОЗЕНБОЙМ. УЖАСНО ШУМНО В ДОМЕ ШНЕЕРСОНА... Wednesday, October 11 @ 00:00:00 MSD от Irena (1975 Кол-во прочтений)
Anonymous написал "Из "Бомонда" перебежчик доставлял части фильмов в "Большой Ришельевский театр" или иллюзион "ХХ век" на углу Ришельевской и Базарной улиц с богато отделанным фойе, буфетом, "вешалкой для верхнего платья", сиречь, гардеробом, и "собственной электрической станцией, дающей яркий свет для аппарата без малейшего мигания". А на вывеске иллюзиона были начертаны две громадные римские десятки, за что не знакомые с римскими цифрами мальчишки называли его не иначе, как "Ха-ха век". И, наверное, с замиранием сердца хаживал сюда живший по соседству - на Базарной, 33, Илюша Файнзильберг, превратившийся потом в Илью Ильфа, но оставшийся верным и требовательным поклонником кинематографа.
Он мог бывать и в расположенном совсем рядом "Большом Ришельевском театре", который открылся в 1912 году и в конце 1990-х тихо скончался под названием "кинотеатр им. Короленко". Одно время здесь подвизался коллега и приятель Комберга Велвл Карп, известный тем, что его сестра Перл, в миру Полина Жемчужина, стала женой сталинского наркома по иностранным делам Молотова. Но приятней вспомнить, что выступал здесь молодой Утесов, играл студента-еврея, удостоился одного из первых бенефисов, после которого критик лихо обозвал его "любимцем Большой и Малой Арнаутских". Только ни к чему была ирония, поскольку обитатели этих колоритных одесских улиц, в большинстве своем ремесленники, старьевщики, которых в Одессе именовали старевещниками, тачечники и прочий нищий или полунищий люд, оказывались пусть неискушенными и невзыскательными, но наивно-восторженными и благодарными зрителями...
В те стародавние времена, когда Леонид Утесов лишь становился на "тропу славы" в "Большом Ришельевском театре", кино считалось еще таким привлекательным зрелищем, что фильмы демонстрировали не только в иллюзионах, но в некоторых ресторанах и трактирах, например, в "Лондоне", который посетители фамильярно именовали не иначе, как "Лондончик". В этом заведении, располагавшемся в одноэтажном доме на углу Ришельевской и Малой Арнаутской улиц напротив нынешней гостиницы "Черное море", тогда "крутили", конечно, не литературные экранизации или исторические ленты типа "Исход евреев из Египта", а душещипательную "Ночную бабочку", леденящего кровь "Фантомаса" и прочую "кассовую" кинопродукцию.
Зато, если во многих трактирах, как тогда говорили, в качестве "увеселительного элемента", вовсю гремела "машина", то есть механический орган-оркестрион, звуком своим напоминавший духовой оркестр, то в "Лондончике" каждый вечер звучала "живая" музыка. потому что в конце 1910 годов здесь играли скрипач Исаак Митник и пианист Лазарь Саксонский. "Это было что-то чудеса", как через много лет рассказывали мне их скупые на похвалу коллеги, восторженные слушатели и просто одесситы "с раньшего времени", среди которых словосочетание "Митник и Саксонский" стало когда-то таким же привычным и популярным, как, не убоюсь сравнения, сегодня "Ильф и Петров" среди читателей. Действительно, они были талантливыми музыкантами и не мудрено, что впоследствии Митник стал концертмейстером оркестра одесского Оперного театра, Саксонский - главным концертмейстером Одесской же филармонии и автором многих симфонических картин, романсов, песен. А "Лондончик" остался...в их многолетней дружбе трогательным воспоминанием далекой молодости... Довелось когда-то знать Исаака Самойловича и Лазаря Яковлевича, с интересом расспрашивать, с удовольствием выслушивать, с благодарностью принимать их помощь в, казалось, зашедшем в тупик краеведческом поиске, только все это уже в прошлом. Но осталась святая обязанность помянуть их добрым словом и возможность увидеть на афише многообещающее имя Владимира Саксонского, сына Лазаря Яковлевича, великолепного пианиста, потому что "он пошел в его способности", как чисто по-одесски объяснял мне это один старый музыкант..."
Гительман Цви, Валерий Червяков. Национальное самосознание российских евреев Sunday, August 27 @ 00:00:00 MSD от Irena (1603 Кол-во прочтений)
Anonymous написал "Гительман Цви, Валерий Червяков, Шапиро Владимир. Национальное самосознание российских евреев
Заканчивающееся десятилетие ознаменовалось радикальными переменами в жизни российского еврейства, наиболее крупной еврейской популяции Восточной Европы. Согласно переписи 1989 г., еврейское население России было самым крупным среди республик СССР и насчитывало 551 тыс. человек, или 39,2% всего советского еврейства.
Почти все российские евреи - ашкеназы. Доля неашкеназийских групп составляла во всем еврейском населении России всего лишь 2,58%. Подавляющее большинство российских евреев - горожане. В сельской местности, согласно переписи 1989 г., проживало лишь 1,74% их общего числа.
90-е гг. характеризовались не только масштабной эмиграцией в Израиль, США, Германию и некоторые другие страны, но и пробуждением национального самосознания евреев. Шло возрождение и строительство полнокровной еврейской жизни и еврейской общины со всеми ее институциями. И в столице, и в провинции создавались и приобретали опыт функционирования многочисленных и разнообразных национальных ассоциаций, организаций, учреждений.
В этот же период сложились разносторонние прочные связи российского еврейства с Израилем, еврейской диаспорой, международными еврейскими организациями. Главным инструментом этого многопланового и нередко противоречивого влияния стали представительства израильских, американских и некоторых других светских и религиозных еврейских организаций зарубежья.
Все эти три массовых феномена характеризуют разные стороны одного и того же процесса - поиска еврейской идентичности, в значительной мере утраченной несколькими поколениями. Однако в 90-е гг. в среде российского еврейства параллельно и достаточно интенсивно шел процесс противоположной направленности, начавшийся много лет назад - ассимиляция и аккультурация под мощным воздействием окружающих народов и, как результат, эрозии еврейской этничности и идентичности.
Здесь уместно отметить, что во время переписи 1989 г. национальность человека фиксировалась только на основе его устного заявления. Как правило, такое заявление делалось лишь теми, кто в паспорте имел запись «еврей». Это, в свою очередь, означало с высокой вероятностью, что оба его родителя - евреи. Подавляющее большинство родившихся от смешанных браков считались, в соответствии с паспортной записью, неевреями. Поэтому можно предположить, что за пределами переписной численности евреев осталась достаточно многочисленная группа людей, имевших частично еврейское происхождение.
В 1994 г. в России была проведена промежуточная пятипроцентная микроперепись. Она показала, что половозрастная структура еврейского населения за период, прошедший с 1989 г., не претерпела существенных изменений. Произошло лишь некоторое постарение и без того очень немолодой еврейской популяции, что связано с превышением смертности над рождаемостью и с более интенсивной эмиграцией молодежи."
Михаил Членов. Евроазиатский Еврейский Конгресс – политический портрет Saturday, August 26 @ 00:00:00 MSD от Irena (1649 Кол-во прочтений)
Anonymous написал "Евроазиатский Еврейский Конгресс (ЕАЕК) имеет за спиной достаточно долгую историю становления. Своими корнями он уходит в тот период, когда в агонизирующем Советском Союзе стали возрождаться еврейские общины.
Советское еврейство было последней крупной частью еврейского народа, насильственно лишенной государственной властью какой бы то ни было связи с Израилем и мировым еврейством. Одной из задач независимого еврейского движения в СССР 1960-1980-х гг. было добиться восстановления естественных связей с соплеменниками. Для большинства его участников реализоваться эта цель могла лишь как следствие алии в Израиль или эмиграции в западные страны. Мало кто в ту пору предвидел драматический крах советской власти и распад Союза. Стремления еврейских активистов в СССР встретили отклик среди лидеров еврейства, как в Израиле, так и в диаспоре. В 1970-е годы складывается мощное общественно-политическое движение за «спасение советских евреев», направленное на то, чтобы сохранить евреев Советского Союза как часть еврейского народа. В борьбе за советских евреев объединялись самые различные еврейские группировки, организации и религиозные направления. Часто это движение называли также движением за свободу эмиграции, что создавало основание для сближения с диссидентским демократическим движением в СССР, отстаивавшим права человека, в том числе и право на свободу эмиграции.
К середине 1970-х гг. характер движения «за советских евреев» определился окончательно как сионистский, так что никто не принимал во внимание тот факт, что в ту пору подавляющее число советских евреев не планировали эмиграции. Идея того, что в СССР может быть воссоздана какая-то форма еврейской национальной и религиозной жизни, не без оснований казалась утопической.
В самом еврейском движении в СССР идея организации еврейской жизни внутри страны хотя и не была очень популярной, тем не менее, артикулировалась рядом активистов, особенно теми, кто примыкал к т. н. «культурническому» направлению. Так, автор этих строк еще в 1976 г. представил доклад на разогнанный властями симпозиум «Еврейская культура в СССР: состояние и перспективы», в котором рассматривались возможности организации еврейской общинной жизни в СССР. Проведенный в рамках этого же симпозиума первый социологический опрос советских евреев выявил существование большой группы людей, которые, не желая терять свою связь с еврейством, связывали свое будущее с жизнью в Советском Союзе."
Михаэль ДОРФМАН. НАШИ ЕВРЕИ В АЛЬ-КАИДЕ И ДРУГИХ МЕСТАХ Friday, August 11 @ 00:00:00 MSD от Irena (1745 Кол-во прочтений)
Anonymous написал "
Приходит черный американец устраиваться на работу.
– Как Ваша фамилия?
– Рабинович.
– Мало вам, что вы – афроамериканец?
Интересно, что будет, если террористической исламистской организации предложит свои услуги человек по фамилии Рабинович, Мойшензон (сын Мойши, т.е. Моисея на идише) или Мошкович (тж. по-польски). Звучит как начало плохого анекдота, однако...
Чего только не написано о Захариасе Мусауи, ждущем приговора в американском суде по обвинению в принадлежности к Аль-Каиде и в подготовке террористической атаки 11-го сентября 2001. Google дает около 13 миллионов ссылок на его фамилию, но вряд ли многие заметили, что его фамилия по-арабски значит ... еврей. Правда, по-арабски еврей чаще называется яхуди, однако и мусауи тоже, причем речь идет не о диалектизме. Словом мусауи обозначают еврейскую национальность или иудейское вероисповедание в официальных бумагах в некоторых арабских странах. Я сам видел старое египетское удостоверение, где написано было мусауи. Ведь Египет вместе с Израилем – демократические ближневосточные государства, союзники Америки в борьбе с всемирным исламским террором и в документах там указывается национальность или вероисповедание.
Последние два года имя Захариаса Мусауи появлялось в американских новостях практически каждый день. Суд над ним привлек даже больше внимания, чем в свое время процесс против обвинявшегося в педофилии Майкла Джексона и значительно больше, чем процесс самого Саддама Хусейна. Шутка ли! Единственный, кого удалось привлечь к суду по делу о террористической атаке 11-го сентября. Хотя в день атаки Мусауи уже месяц сидел в американской тюрьме, его обвиняли в том, что его недоносительство привело к гибели тысяч людей. Трудно сказать, кто он – жестокий циничный террорист, презирающий правосудие и пытающийся использовать трибуну суда для проповеди человеконенавистнических взглядов, как говорят его обвинители. Или несчастный, запутавшийся фанатик, страдающий комплексом саморазрушения совершивший самооговор и готовый принять смерть за то, что не совершил, лишь бы унизить ненавистных ему «крестоносцев», как утверждает защита. Да и прозвучавшие на суде показания оперативников ФБР, тщетно пытавшихся пробить стену непонимания начальства своими подозрениями, тоже ставит под сомнение обоснованность обвинения."
Михаэль ДОРФМАН. МЫ СКОРО УЗНАЕМ КАК ПРИДЕТ МЕССИЯ Thursday, June 15 @ 00:00:00 MSD от Irena (1560 Кол-во прочтений)
Anonymous написал "После Евангелия от Иуды мир ожидает еще одно поразительно открытие духовного текста огромной силы и большого значения, много раз объявленного навеки утерянным. Даже сам факт существования тайного текста отрицался хасидами. Речь идет о Мегилос старим «Свитке тайн» или «Свитке сокрытого» замечательного хасидского мастера, поэта и мыслителя рабби Нахмана – цадика из Брацлава. Содержание свитка – пророчество о приходе Мешияха – мессии скоро станет доступным читателю.
Внук основателя хасидизма рабби Исроэля Баал Шемтова, Нахман прославился своей замечательной поэзией, замечательной прозой, по сути положившей начало еврейской литературы на идише и не менее поэтическим мистическим учением. Среди набожных и среди светских евреев, да и далеко за пределами еврейского мира рабби Нахман считается один из самых оригинальных и глубоких еврейских мыслителей нового времени. Нахман верил, что ему или его новорожденному сыну Шлоймо-Фройму суждено стать Мессией, или, по крайней мере, сыграть важную роль в событиях, которые сопроводят освобождение и пришествие. «Пламя, что во мне, – говорил Нахман – будет пылать до самого прихода мессии». Однако, трагическая смерть сына в возрасте года с половиной оборвала мечты. «Я знал дату пришествия, – говорил он доверенным ученикам, – Теперь оно откладывается по крайней мере на сто лет». Ученики любили своего цадика (рэбе – господин и цадик – праведник по-древнееврейски было принято называть хасидского лидера), ловили каждое слово. Он умер в возрасте 38 лет от чахотки на руках своих учеников. «Я тайна, – сказал как то Нахман ученикам, – которая даже будучи открытой, останется тайной»."
Орли Кастель-Блюм. С рисом не спорят Sunday, June 11 @ 00:00:00 MSD от Irena (1441 Кол-во прочтений)
Anonymous написал " Приснилось мне ночью, что с рисом не спорят. Приснилось, что я убегаю из дому в киббуц Бейт А-Шитта*, убегаю, ловлю тремп, неизвестно как попадаю в некую зеленую местность, и это и есть киббуц Бейт А-Шитта. Взволнованная, стою на берегу каких-то широких зеленых поверхностей, ступаю ногой на это поле, а это всё вода, потому что, - говорю я себе, - это рисовая плантация, а с рисом не спорят.
Я убежала из дому – так я видела это во сне – к рисовым плантациям киббуца Бейт А-Шитта. Никогда в жизни не была я в киббуце Бейт А-Шитта, но мне снилось, что я попадаю в киббуц через его рисовые поля, а с рисом не спорят.
Во сне я хотела стать членом киббуца Бейт А-Шитта, несмотря на то, что у меня нет ни малейшего понятия, что это такое, и что я не очень-то знаю, где это. Но мне все же хотелось.
Я в киббуце Бейт А-Шитта, рисовые плантации окружают киббуц, а рис, он зеленый, то есть, трава, из которой добывают рис, зеленая, и мы не в Китае, мы в киббуце Бейт А-Шитта, и я не знаю, где это. Знаю только, что с рисом не спорят, это дано априори, и обсуждению не подлежит. Я в киббуце Бейт А-Шитта, ищу одного человека, киббуцника, который более десяти лет назад отрекомендовался и рекомендация выглядела следующим образом: улица, день, автомобиль.
Киббуцник: - Переспи со мной, после всего – почему бы и нет.
Я: - Нет, нет, в самом деле, не стоит.
До сих пор мне неясно, почему я отказалась, и поэтому я направилась прояснять и завершать свои дела в Бейт А-Шитта, несмотря на то, что он вообще не оттуда. Но во сне, как говорят психологи, дела свои завершают.
Я шагаю по киббуцу Бейт А-Шитта, прихожу к бассейну, и в сущности, меня очень тянет к этому киббуцнику, и вовсе не за тем, чтоб переспать, но из-за визы. Я думаю, что если я пересплю с ним, он раздобудет мне визу в Бейт А-Шитта, и я смогу позвонить домой, с визой в кармане, и сказать мужу, чтобы он приезжал вместе с двумя нашими детьми, у меня есть виза в Бейт А-Шитта, и здесь не нужно готовить."
Орли Кастель-Блюм. Знак отличия Saturday, June 10 @ 00:00:00 MSD от Irena (1432 Кол-во прочтений)
Anonymous написал "В городе шел фильм, который народ смотрел, - и многие, пусть не все, но большинство, уходили с него посредине, и находились такие, кто изрекал: «Ну и мерзость! Это до какой же низости может докатиться ум человеческий!» В сущности, каждый раз, когда демонстрировался этот фильм, были люди, которые вставали и уходили. И те, кто так поступали, делали это достаточно однообразно. Они покидали зал и, прокладывая себе дорогу к выходу, бормотали, что фильм – просто нестерпим, отвратителен, и уж такого низменного уровня, какого они еще в жизни не видывали. Он какой-то нездоровый, этот фильм! Я помню, как одна дама кричала оставшимся в зале: «И вы еще смотрите этот больной фильм!» Я не встала и не покинула зал. Я вообще не вставала. Не могла встать. Эти кадры были просто невообразимыми, и я осталась, чтобы не верить своим глазам. Я не верила, что кто-то смог выразить такое, и ведь кто-то в этом фильме еще и снимался. Это было невероятно, хотя я могла понять создателя фильма, и чего он добивался - он хотел, чтобы несколько зрителей встали и ушли. Он с самого начала брал в расчет, что стройные ряды в зале будут редеть, и резонно полагал, что тем, кто, будет досматривать фильм, по крайней мере, достанется больше кислорода. А потом, до самого конца, он просто буйствовал, думая, видимо, что уцелевшие после того злополучного момента, тем самым уже получили прививку против всего остального."