Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал
Евгения АЛЬБАЦ. Ложь наказуема. И это еще раз доказала победа демократов в США Sunday, November 12 @ 00:00:00 MSK от Irena (1361 Кол-во прочтений)
Anonymous написал "То, что у Демократической партии США есть хороший шанс вернуть себе – после 12-летнего перерыва (sic!) - контроль над могущественной палатой представителей Конгресса США, представлялось очевидным еще летом: о том свидетельствовали многочисленные данные самых разных социологических опросов. Как минимум с весны 2005 года от 57 (март 2005-го) до 70 процентов (апрель 2006-го) респондентов отмечали, что политика страны движется явно не в том направлении.
За неделю до выборов разрыв между «одобряющими» и «неодобряющими» достиг убедительной величины: 29 процентов против 64-х.
Однако то, что победа будет столь впечатляющей, что помимо контроля над палатой представителей у демократов есть шансы получить контроль и над второй палатой - Сенатом, которая утверждает членов кабинета (сейчас места разделились поровну: 49-49, под вопросом судьба гонок в штатах Монтана и Вирджиния, где, согласно закону штата, грозит пересчет голосов и, следовательно, оглашение результатов может затянуться до декабря), или как минимум составить там серьезную конкуренцию республиканцам; что они сумеют «взять» важнейший штат Нью-Йорк, выиграв не только места в Конгресс, но и победив в губернаторской гонке и плюс к тому – смогут отобрать у республиканцев еще пять губернаторских офисов, причем не только на традиционно либеральном восточном побережье (Массачусетс), но и на значительно более консервативном западе (Огайо), - короче, такой победы демократов мало кто ожидал. Сами демократы рассчитывали выиграть 15 мест в палате представителей (итог – как минимум 28), 6 - в Сенате (пока – 4) и совершенно не думали, что номинанты партии получат как минимум 28 (подсчет голосов еще идет) губернаторских кресел, в то время как представители партии власти сумеют сохранить своих губернаторов лишь в 20 штатах.
АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ. Крах реформатора Saturday, November 11 @ 00:00:00 MSK от Irena (1229 Кол-во прочтений)
Anonymous написал "Переход американского Конгресса под контроль демократов и последовавшая за этим немедленная отставка главного идеолога войны в Ираке Дональда Рамсфельда дают возможность поразмышлять сразу о нескольких важных темах. Например, о том, что в некоторых государствах есть сила, которая способна переупрямить даже самого упертого главу государства. Джордж Буш, как известно, стоял стеной за своего министра обороны. Вопреки тысячам критических статей, вопреки нескольким мини-бунтам высшего генералитета и открытым письмам отставных военачальников он упрямо твердил, что Дональд Рамсфельд отлично справляется со своей работой. Но вот миллионы людей не слишком разбирающихся в военной стратегии и военном строительстве проголосовали так, как считали нужным, и человек, обладавший в администрации непререкаемым авторитетом, покинул свой пост. И, как уже очевидно, воля избирателей заставит менять и провалившуюся стратегию.
А можно задуматься над тем, как ошибочный политический курс, основанный на абсолютизации силы, неизбежно приходит в противоречие с собственно военной стратегией. Рамсфельд имел все основания войти в историю в качестве крупнейшего военного реформатора, обладавшего способностью услышать будущего зов. Когда он пришел в администрацию Буша, то сделал заявление, над которым долго потешались журналисты. Еще бы, человек, в распоряжении которого находилась самая мощная военная машина в мире, призывал к ее кардинальной перестройке, требуя «готовиться к тому, чего нельзя предвидеть».
АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН. Американцы как альтруисты Monday, September 11 @ 07:45:00 MSD от Irena (1384 Кол-во прочтений)
Anonymous написал "Трагедия пятилетней давности, унесшая, по официальным данным, жизни 2749 человек, позволила опровергнуть один стереотип, давно существующий в российском обществе. Он заключается в том, что американцы – люди бездуховные, ориентированные на наживу, сугубые материалисты, неспособные на самопожертвование ради ближнего. В отличие от русских, наделяемых, согласно другому столь же распространенному стереотипу, самыми высокими духовными качествами.
Как правило, стереотипы проверяются на достоверность в кризисных ситуациях – таких, как атака «Аль-Каиды» на нью-йорские башни. Разумеется, на ум сразу же приходят известные сюжеты о героизме американских пожарных и полицейских, которые погибли в ходе спасательной операции. Но стереотип слишком силен, и на этот аргумент есть свое возражение – мол, им за этот героизм деньги платят, причем несопоставимые с теми, которые получают их российские коллеги. За такие деньги, да за домик в пригороде, да за пенсию по выслуге лет можно время от времени и рискнуть жизнью.
Конференция 'Русско-еврейский Нью-Йорк' 4 - 6 апреля 2006 г. Friday, September 30 @ 00:00:00 MSD от Irena (1456 Кол-во прочтений)
Anonymous написал "Конференция «Русско-еврейский Нью-Йорк» состоится 4 - 6 апреля 2006 г. Организаторы конференции: Международный исследовательский Центр российского и восточноевропейского еврейства (Москва), Бахметевский архив и Гарримановский институт Колумбийского университета и Нью-Йоркская публичная библиотека.
В начале ХХ столетия Нью-Йорк стал городом с самой крупной еврейской общиной в мире. Сто лет спустя он по-прежнему держит первенство в этом отношении. Подавляющее большинство евреев-обитателей этого мегаполиса, являются потомками иммигрантов из Российской империи или же прибыло в Город из бывшего Советского Союза и его преемников. Идиш и русский были для сотен тысяч из них основными языками общения и самовыражения на протяжении десятилетий.
В ходе конференции предполагается заслушать и обсудить широкий круг проблем, касающихся феномена Русско-еврейского Нью-Йорка, от его возникновения в конце 19 столетия, когда десятки тысяч евреев-эмигрантов из Российской империи двинулись на поиски лучшей доли за океан, до настоящего времени, в том числе проблемы адаптации и повседневной жизни иммигрантов, становление новой идентичности, культуру (в том числе печать на русском языке и на идише), участие в политической жизни и т.д., и т.п."
Маркс Тартаковский. Почему китайцы не открыли Америку? Продолжение Tuesday, September 06 @ 00:00:00 MSD от pooh1 (1537 Кол-во прочтений)
Anonymous написал " "КАК ИЗУМИЛСЯ БЫ ВАЗАРИ, первый, кто в XVI веке назвал эпоху гуманизма в Италии словом "Возрождение" (имея в виду именно возрождение древности), если бы узнал, что за много веков до него таким же словом и в таком же смысле была обозначена одна эпоха гуманистического движения в далеком Китае", - писал востоковед Н. Конрад в работе "Хань Юй и начало китайского Ренессанса", определив в самом названии важнейшего представителя той эпохи, "первого из Восьми великих людей времен Тан и Сун" - VII-VIII веков китайской истории.
Приоритет Китая на первый взгляд кажется абсолютным и безусловным. "Кто же эти "великие", в чем они "великие"? - пишет Н. Конрад. - Все это - люди многогранные: публицисты, поэты, философы, историки, общественные и государственные деятели". Иначе говоря, "универсальные люди", которыми так славится и европейское Возрождение.
Правда, китайские "универсалы" оставили лишь литературные произведения, "многие из которых заслуживают принятого у нас наименования "поэмы в прозе". Все же гуманизм их, в обиходном смысле, несомненен. Важнейший трактат Хань Юя "О пути" (очевидная перекличка с Лао-цзы) начинается со слов: "Любовь ко всем - это человеческое в человеке"...
Хань Юй гневно обрушивается на современные ему порядки, указывает, что назначение чиновников быть "слугами народа". А что делает хозяин с нерадивым слугой, да еще обкрадывающим его? Прогоняет прочь! И Хань Юй призывает чиновников рачительно относиться к своим обязанностям. Обязанности же заключаются в том, "чтобы следить за порядком и спокойствием". Ибо благоустроенное государство, по Хань Юю, "организовано с точки зрения точного распределения общественных функций и, соответственно этому, общественных обязанностей".
Такое рассуждение, взятое из "поэмы в прозе", вполне могло бы прозвучать с трибуны какого-нибудь нашего бывшего партсъезда, поскольку сильно отдает социалистическим духом. Человеческое благо выводится исключительно из общественного и само по себе вообще не рассматривается. Индивид - лишь частица целого, элемент структуры...
Размышления такого рода трудно отличить от рассуждений Конфуция (но не Лао-цзы, как можно бы ожидать) - да Хань Юй ничуть и не скрывает этого. Для него фу гу, возрождение древности, - возврат на "путь древних царей" в том прямом смысле, какой только возможен. Образец для Хань Юя - все-тот же Конфуций, мудрец древности, так же как для последнего - "совершенномудрые", жившие в незапамятные времена.
Но в этом смысле, в идейном устремлении назад, к осиянному розовой дымкой прошлому, чуть ли не вся духовная история старого Китая может быть названа "возрождением", во всяком случае, попыткой возрождения былого... Но уже за тысячу лет до Хань Юя, во II-III веках до н. э., при объединителе Поднебесной Цинь Ши-хуане (которого сравнивают иногда с нашим Иваном Грозным) особо подчеркивалось, что древность уместна лишь постольку, поскольку она оправдывает существующее положение вещей, укрепляет его.
Первый советник Государя доносил: "Ныне ученые изучают древность не для того, чтобы лучше служить современности, а для того, чтобы отрицать нынешнюю эпоху и смущать черноголовых", смиренных подданных (Е. Синицын. Конфуцианство в эпоху Цинь).
Следуют затем практические предложения: "Я прошу сжечь все хранящиеся в исторической палате летописи, кроме циньской... Тех, кто с помощью древности отрицает современность, казнить со всем родом. Чиновники, знавшие об этом, но не донесшие, караются так же. Тех, кто не сожжет книги через 30 дней после указа, сослать на каторжные работы на четыре года. Не изымать книги по медицине, фармакологии, гадательные книги и книги по сельскому хозяйству".
Вот тогда-то по указу Государя были сожжены - "в интересах современности" - конфуцианские книги, а сами ученые-конфуцианцы были живыми закопаны в землю. "Государственный интерес", столь превозносимый ими, обернулся против них же. (Так же и в иной стране, в иное время, "диктатура пролетариата" обернулась против ее рьяных теоретиков и проповедников; "построение социализма в одной отдельно взятой стране" обошлось уже без них)...
То есть сам лозунг "воскрешения былого" (сколько было их в истории человечества!) вовсе не идентичен идеям европейского Возрождения. Гораздо важнее, к какому прошлому обращены взгляды. В конце концов, и германский нацизм искал идеал в Спарте, а пуще того - в легендарно обработанном немецком средневековье, даже пытался
возродить языческие верования древних германцев...
Тогда как на знамени итальянского Возрождения, ставшем затем явлением всеевропейским, первое из начертанных слов - ЧЕЛОВЕК. "Человек - великое чудо!" - провозглашает глава флорентийской Платоновской Академии Марсилио Фичино. "Великое чудо - человек!" - вторит ему Джованни Пико делла Мирандола. Их отношение к этому чуду - феномену личности - попросту не имеет аналогий в китайской истории."
Маркс Тартаковский. Почему китайцы не открыли Америку? Monday, September 05 @ 00:00:00 MSD от pooh1 (1554 Кол-во прочтений)
Anonymous написал "Глава VI. НА ВЕСАХ СТОЛЕТИЙ
НО ЛАТИНО-РОМЕЙСКАЯ ФАБУЛА - ЛИШЬ ФРАГМЕНТ не в пример более протяженного и во времени и в пространстве сюжета...
Как две чаши весов, разнесенные в оба конца Старого Света, сосуществовали в веках, практически не соприкасаясь, две равновеликие цивилизации - Китай и Европа. Их вызревание протекало параллельно и независимо. Мировая история словно бы проделывала какой-то грандиозный эксперимент, взвешивала на своих весах два пути - личностный и коммунальный.
Разумеется, оба эти понятия, особенно второе, употреблены здесь лишь в сравнительном значении. Общечеловеческие тенденции не обошли, естественно, и Китай. И здесь, как и всюду, великие поэты, замечательные ученые расшатывали закоснелое сознание, раздвигали горизонты мысли. Но творческие усилия вязли в тине предписаний, ограничений и традиций. Уже упоминалось, что китайцы первыми изобрели бумагу в IX веке, за полтысячи лет до немца Гутенберга отпечатали с резных досок первую в мире книгу, но не остановились на этом - и вскоре, в XI веке, изобрели наборный шрифт.
Кажется, чего уж больше! Открытия в области распространения информации - от наскальных рисунков до спутникового телевидения - напрямую связаны с магистральным движением человечества...
Но оказалось, что бесконечно тиражировать цитаты "совершенномудрых" куда производительнее с помощью гравировальных штампов, да и архаичная иероглифика тяготела к этому, - так что наборный шрифт не получил распространения.
Технология обогнала общественные потребности. А ведь естественно как раз обратное: потребности общества вызывают к жизни все новые изобретения... В отличие от Китая, постоянное соперничество между собой народов Европы не позволяло им застыть на месте.
Душа подлинного эксперимента - в сопоставлении. Важно при этом, чтобы явления были соизмеримы. Китай и Европа в их развитии, а затем и в пересечении путей, представляют поучительнейший эксперимент, наиболее масштабный во всей мировой истории. Соизмеримость, равновеликость их - это понятие, объединяющее соизмеримые территории и население, климатическое, почвенное и ландшафтное разнообразие (от Манчжурии на севере до Гуандуна на юге в одном случае, и от Скандинавии до Средиземноморья - в другом), содержание полезных ископаемых, наличие судоходных рек и протяженность морских побережий. (Меньшая их изрезанность в Китае искупается наличием огромных рек, связывающих глубинные районы с побережьем).
Равновеликость - отнюдь не идентичность. Иначе и сравнивать было бы нечего. Факторы, определившие характер китайской цивилизации, народа в целом и индивида как конкретного носителя специфических черт:
- географическое единство страны и ее огромные размеры;
- национальное единство и компактность проживания;
- общность иероглифической письменности, сглаживающей различия в диалектах;
- идеологическая общность, не нарушаемая наличием трех верований: конфуцианства, буддизма, даосизма;
- относительная непрерывность исторического развития - во всяком случае, со времен Конфуция;
- всеохватывающая государственность при ограниченной и регулируемой частнохозяйственной инициативе...
Факторы, определившие характер европейской цивилизации, обобщенный, насколько это возможно, тип европейца:
- крайняя территориальная и политическая раздробленность;
- национальная мозаичность, разноязычие;
- открытость внешним воздействиям, взаимопроникновениям;
- территориальные споры и переделы, вплоть до кровопролитных войн;
- непрерывная борьба всякого рода идей, включая религиозные ереси;
- решительное преобладание частнособственнических интересов...
Могут спросить: не более ли убедительный эксперимент представила нам мировая история, столкнув в момент открытия Америки цивилизации, напрочь изолированные друг от друга? Но открытие Нового Света пригодилось, в этом смысле, лишь для того, чтобы подтвердить обитателям Старого, что с пути, которым они шли на заре истории, свернуть было невозможно: лишь 25 веков назад - во времена Клисфена и Конфуция - наметилась развилка дорог...
В самом деле, о каких-либо практических контактах между обитателями Старого и Нового Света и речи быть не может, однако аборигены Америки по ту сторону океана упорно шли той же дорогой, что и по эту его сторону. И уже в Перу, а в менее классической форме и в Мексике, перешли от общинного коммунизма к социализму, к собственности государственной, с его неизбежными атрибутами: обожествлением верховной власти и специфичной фетишизацией - строительством пирамид как в Центральной Америке, так и, независимо от этого, в Южной..."
Максим Редин. Печать молчания Thursday, September 01 @ 00:00:00 MSD от Irena (1167 Кол-во прочтений)
Anonymous написал "Журналистка газеты The New York Times Джудит Миллер была взята под стражу прямо в здании суда. Судьи посчитали, что, посидев в тюрьме, Миллер все же раскроет источник скандальной информации, опубликованной ею два года назад.
"Если журналисты не смогут гарантировать конфиденциальность своих источников, то
они не смогут привлечь правительство к ответу, публиковать неугодные властям
материалы", - цитирует "Время новостей" слова Джудит Миллер.
Судья Томас Хоган на это ответил: "Мы должны выполнять закон, ведь если мы
уступим сегодня, то завтра любой сможет объяснить нарушения закона своими
принципами, и мы падем в анархию". Он распорядился поместить журналистку в
"подходящую тюрьму" в пригородах Вашингтона. Если заключенная не заговорит, то она пробудет там до 28 октября, когда истекают полномочия большого жюри присяжных, занимающегося делом об утечке информации из Белого Дома. Но прокурор
Патрик Фицжеральд уверен, что в камере люди быстро "меняют свои мнения и
начинают говорить".
Зал суда 57-летняя Джудит Миллер покинула грустной, передав на прощание мужу, 76-летнему издателю Джейсону Эпштейну, золотую цепочку. Г-жа Миллер - известная журналистка, обладатель Пулитцеровской премии. В газете The New York Times она с 1977 года. Работала в Каире, Париже, писала про Ближний Восток и "Аль-Каиду". Но особенно много про то, что у Саддама Хусейна "есть оружие массового уничтожения" (ОМУ). "Конечно, я ошибалась, но потому, что ошибались мои источники", - оправдывалась она, когда Ирак был оккупирован Америкой, но ОМУ там не нашли. В США некоторые СМИ даже высказывают предположение, что г-жа Миллер сознательно пошла в тюрьму, чтобы как-то обелить свою журналистскую репутацию, подмоченную иракской ложью."
Татьяна Гончарова-Алгайер. Опыт русско-американского общения Tuesday, August 23 @ 00:00:00 MSD от Irena (1871 Кол-во прочтений)
Anonymous написал "Вопрос : Что в наибольшей степени удивляет американцев в русских и русских в американцах?
Гончарова-Алгайер : Я начну несколько издалека. Описанием жизни других народов и их сравнением занимались все путешественники - такие тексты называются "травелогами". Это, например, впечатления Ильфа и Петрова "Одноэтажная Америка" и "Город желтого дьявола" Владимира Маяковского, заметки русского иммигранта в Америке или американского путешественника в России. Мы воспринимаем чужую культуру - я имею в виду культуру в широком смысле - как образ жизни народа во всем его многообразии, пропуская все впечатления через "сито" своего менталитета. Но эта оценка будет очень односторонней и субъективной, если не понимать того, как сами представители этой культуры оценивают то или иное явление, какими мотивами сами руководствуются.
Сталкиваясь с чужой культурой человек склонен, прежде всего, оценивать ее с позиций- "правильно - неправильно", "хорошо - плохо". Если вы посмотрите, как описывается, например, жизнь в Америке, то очень часто вместо анализа можно получить просто целый набор таких оценок с примерами, подтверждающими рассуждения авторов. Поэтому с этой точки зрения впечатления путешествующих интересны не как создание реальной картины жизни в чужой стране и мировоззрения чужой культуры, а как проекция их собственного видения мира на эту чужую жизнь.
Об этом интересно писал Юрий Лотман, обращая внимание на то, что иностранец обычно дает оценку чужому поведению в знаках своей культуры и не стоит полностью полагаться, например, для исторических исследований на выводы и мнения иностранцев, чтобы воссоздать реально существовавшие отношения или ментальность. Скорее, они будут говорить об особенностях видения мира самого иностранца. Поэтому в "травелогах" ученому интересны не выводы и оценки, а описания событий. У Лотмана есть пример о японском путешественнике, побывавшем в России во времена, если не ошибаюсь, Екатерины Великой. Говоря о том, что с наступлением зимы русская царица обычно переезжает в другой дворец, он делает свой, вполне понятный японским читателям вывод, зачем она это делает: чтобы, как можно раньше полюбоваться красотой первого выпавшего снега."
Маркс Тартаковский. Почему китайцы не открыли Америку? Thursday, August 18 @ 00:00:00 MSD от Irena (1760 Кол-во прочтений)
Anonymous написал "И для того, чтобы реализовать свои идеи, Кальвин присваивает себе исключительное право (какового не имеет католический патер) отлучения от церкви. Отлученный, отказывающийся к тому же от публичного покаяния, становится изгоем в родном городе; ему отказывают и в общественном и в деловом доверии. Так что смельчаки и здесь, как некогда в Спарте, были исключением, если вообще они были.
И спустя два столетия после смерти Кальвина Вольтер видел в Женеве город, "в котором никогда не смеются", ибо холодная тень несгибаемого законодателя все еще лежала на крышах домов и лицах людей, отличавшихся, опять же, как и некогда в Спарте, Лаконике, прежде всего, умением держать язык за зубами - лаконизмом, вошедшим в предание.
МИРОВАЯ ИСТОРИЯ, ПОДОБНО ДЫХАНИЮ, знает свои "вдохи" и "выдохи". Совпадение ритмов позволяет сравнивать, казалось, несравнимое: кальвинистскую Женеву - и ликургову Спарту (разумеется, с учетом куда более архаичной эпохи, да и языческого мировоззрения). И там, и здесь общество, регламентированное гражданской добродетелью, застывает в своем скудном благочинии.
А ведь новейшие раскопки открыли в древней Лаконике прекрасные образцы расписной керамики, терракотовых масок, украшений из слоновой кости, золота, даже янтаря, что заставляет предположить торговые связи (вероятно, не прямые) с балтийским побережьем...
Но все это принадлежит доликурговой эпохе, - как и нечто подобное, характерное для докальвинистской Женевы. Далее, судя по раскопкам на Пелопоннесе, происходит стремительный духовный упадок и культурное вырождение. Торговля в Спарте (как, между прочим, и в Китае) стала считаться настолько позорным делом, что свободным гражданам запрещено было заниматься ею. Чтобы ограничить частное обогащение, введены были железные деньги, такие громоздкие и тяжелые, что накапливать их было немыслимо; да и не принимали их к обращению за пределами Спарты. Перевозить их пришлось бы на телеге.
Уравнительные законы простирались, опять же, вплоть до мелочных предписаний, регламентировавших всю жизнь спартиата, вплоть до покроя одежды, обеденного меню (поощрялась предельная непритязательность), даже формы бороды и усов. На совместных обязательных трапезах, сисситиях, соблюдался строгий взаимоконтроль. Младшие выслушивали назидания старших; поощрялось общее хоровое пение, по свидетельству Плутарха, "прославляющее в песнях тех, кто того заслужил, и возбуждающее в молодежи жаркое соревнование".
Приходится верить на слово, так как подобное искусство до нас просто не дошло - вероятно, из-за того же прославленного преданием лаконизма - попросту предпочтения держать язык за зубами.
У Плутарха же читаем о спартанском царе Агисе, который, возвратясь из победоносного похода, вознамерился побыть наедине с супругой и послал за своей порцией обязательной похлебки, - но был лишь оштрафован за уклонение от обязательной совместной трапезы."Примечание:
Маркс Тартаковский. Почему китайцы не открыли Америку? Wednesday, August 17 @ 00:00:00 MSD от Irena (1833 Кол-во прочтений)
Anonymous написал "Глава V. Китайцы, эллины и ромеи
ЕСЛИ БЫ ТОГДА ЖЕ, 25 ВЕКОВ НАЗАД (или около этого), мы последовали из классической Эллады на восток, то наблюдали бы воочию грандиозные духовные сдвиги, определившие на тысячелетия судьбы цивилизаций. В восточном Средиземноморье иудейские жрецы, только что вмешательством Господа, как им казалось, чудесно вызволенные из вавилонского пленения, свели воедино основные тексты Торы, осуществили редакцию общего свода...
Далее на восток, в Иране, проповедовал загадочный Заратуштра, объяснявший всё происходящее в мире смертельной схваткой света и тьмы, добра и зла. Так что перед человеком уже возникает проблема выбора. Следовать добру и свету, олицетворенному впоследствии солнечным богом Митрой, нелегко, но лишь этот путь ведет к счастью. Жизнь небезнадежна, если держаться путей праведных. Сознательным самоочищением можно превозмочь даже судьбу...
Представления эти, войдя в духовную жизнь древних персов, сказались пять столетий спустя на формировании христианства. Могло даже случиться, что Митра, бог света, составивший серьезную конкуренцию Христу, заменил бы его в духовной жизни человечества - и нам остается лишь гадать, как в этом случае обернулись бы судьбы мира...
В Индии одновременно с Заратуштрой, или несколько ранее, Будда, Просветленный, принц из рода шакья в предгорьях Гималаев, не ведавший забот за стенами дворца, вдруг обнаруживает, что есть в мире и болезни, и старость, и смерть. Осенённый этим своим открытием, он решает, что сама жизнь есть страдание. Отчего оно? От желаний, которым не дано осуществиться, от неуемной жажды бытия, от вечного стремления к бессмертию, тогда как само рождение - уже первый шаг к смерти. Отрешиться от земной суетности, очиститься от страстей, этой скверны, подавить всякие желания - вот путь к искоренению страданий, к освобождению души, вечной нирване...
Современником Будды и его соперником в борьбе за людские души был Вардхамана, основатель джайнизма, тоже счастливчик по рождению - сын раджи рода джнятриков, обитавшего к северу от Ганга - как раз там, где странствовал Будда с учениками. Пересеклись ли их пути? Вардхамана присоединился к странствующим аскетам в поисках спасения, и на него также нашло просветление. Он сформулировал суть джайнизма - принцип ненасилия, ахимсы, простирающийся столь далеко, что монахи-джайны даже не разжигают огонь, поскольку он уничтожает жизнь; миряне-джайны не занимаются земледелием, ибо вспашка убивает в почве червей и насекомых... Джайны в Индии посейчас - лица интеллигентных профессий, торговцы, предприниматели. Благоговение перед жизнью - вот альфа и омега джайнизма, возникшего в ту эпоху, столь значительную для судеб мира, - примерно 25 веков назад...
Если бы тогда же, следуя далее навстречу солнцу, мы перевалили через Гималаи, пересекли великие пустыни и степи Центральной Азии и вышли к пограничным заставам древнего Китая, то, быть может, встретили бы в горном проходе Ханьгу (на современной фотографии - голые лёссовые кручи, стиснувшие русло мутной Хуанхэ) улыбающегося жидкобородого старца, путешествовавшего, по преданию, верхом на черном быке. Это почтеннейший Лао-цзы, к которому, когда он еще служил хранителем архива царства Чжоу, сам Конфуций приходил набираться мудрости.
Впрочем, встреча завершилась столкновением противоположных миропониманий. Лао-цзы будто бы сказал, что мудрец, погрязший в мирском торжище, в нем и утонет; Конфуций-де отвечал, что бегущий от людей - бежит к животным... Теперь Лао-цзы, разочарованный упадком династии Чжоу, удалялся через Ханьгу на запад, в неведомое, оставив смотрителю пограничной заставы краткое (пять тысяч иероглифов) изложение своего учения, даосизма, знаменитую ныне "Книгу о пути" - "Дао дэ цзин". Тысячелетиями правоверный китаец разумом был с Конфуцием, но сердцем - с Лао-цзы. Даосизм это "естественный путь" без какого-либо вмешательства свыше. "Небо... предоставляет всем существам возможность жить собственной жизнью". И "совершенномудрый (правитель)... предоставляет народу возможность жить собственной жизнью". Такова естественная необходимость, а конфуцианское "человеколюбие", считал Лао-цзы, тут ни при чем. Ни "совершенномудрый", ни Небо не обладают им."Примечание: