Глава 4 "Анархистское движение в России после 1917 года. Общий
обзор"
Гончарок М. "Век Воли"
Идейной разобщенности анархистского движения, имевшей место с начала
его существования в России, сопутствовала организационная неразбериха. Идеологи
каждого течения (кроме, пожалуй, неонигилистов) стремились сплотить своих
приверженцев, связать их определенными организационными рамками - в виде
федераций, конфедераций, ассоциаций, секций, групп и т.п.
Анархисты-индивидуалисты, например, создавали свои организации, именуемые
организациями (или союзами) свободных анархистов; действовали обособленные
группы "непримиримых", "безвластников",
"безначальников", примыкавшие к индивидуалистическому
направлению. Все эти группы провели конференцию, на которой попытались
каким то образом объединить течение индивидуалистического анархизма (июнь
1920 г.). Из этой идеи, однако, ничего не вышло: индивидуалистические
принципы вступили в противоречие со стремлением вожаков создать
организационные структуры.
К анархическим течениям, которым удавалось создать не только местные, но и
всероссийские организации, относятся анархо- коммунисты (самое массовое
течение в российском анархизме), анархо-синдикалисты и
анархо-универсалисты. Особняком, на самом "правом" фланге
анархистского движения стоят "мирные" анархисты, связанные с
толстовским учением. Так называемый "христианский анархизм"
разделил участь других анархистских групп после поражения революции
1905-1907 гг., но после событий февраля- октября 1917 года предпринял
попытку объединения - так, впрочем, и не удавшуюся. По имеющимся в нашем
распоряжении данным, евреев в этом течении не было, и никакого особого
мнения по национальному вопросу "мирные" не высказывали (за
исключением того, что были против еврейских погромов) - и они находятся за
пределами нашего исследования. Во всех других течениях российского
анархизма еврейский элемент был весьма активен.
Анархо-коммунистическое движение начало разворачиваться в России с 1903
года и неразрывно связано с именем П.А. Кропоткина. Все группы и
организации, о которых говорилось в предыдущих главах, связаны с этим
течением. Наиболее выдающимися деятелями анархо-коммунизма были А.Ю.Ге,
А.А. Карелин, Я.И. Новомирский, И.С.Блейхман (Н.Солнцев), А.М.Атабекян.
Эго- "теоретики". Среди практиков-"реализаторов"
назовем самое известное имя: Нестор Махно. Анархо-коммунисты отнюдь не были
едины: в их среде существовали самые разнообразные течения- например, так
называемые кооператоры.
Как более или менее организованная группа анархисты-синдикалисты выступили
в России только в конце 1905 года. Среди их идеологов было необычайно мало
лиц коренной национальности, т.е. русских; основу интеллектуального ядра
составляли почему-то именно "инородцы". Активными деятелями
анархо-синдикалистского течения были Я.Новомирский, перешедший от
кропоткинцев, Иустин Жук, К.Оргеиани (Г.Гогелия), В. Волин (В.М.Эйхенбаум)-
друг и наставник Махно; Х.З.Ярчук, Г.Б. Сандомирский, Рабочий Альфа
(А.М.Аникст). Анархо-синдикалисты видели прообраз будущего
безгосударственного народного самоуправления в профсоюзах (федерациях
синдикатов). До сих пор известна легендарная харьковская конфедерация
"Набат", тесно связанная с культпросветом махновской армии. Конфедерация
была анархо- синдикалистской и в основной своей массе состояла из евреев.
Среди других, более мелких течений российского анархизма, можно упомянуть
пананархизм братьев В.Л. и А.Л. Гординых и И. Шапиро. Впервые идеи нового
течения были изложены в 1909 году, а в 1917 году получили довольно широкое
распространение. Пананархизм занимался активной агитацией в среде
уголовников и люмпен-пролетариата, полагая, что провозглашение
революционно-освободительных лозунгов и нравственное воспитание отбросов
общества поможет борьбе не только с классовыми, но и с национальными
предрассудками.
Из всех анархистских течений наибольшее число организаций на местах имели
анархо-коммунисты. В конце декабря 1918 года состоялся Первый Всероссийский
съезд анархистов-коммунистов; в 1917-1918 гг. их организации находились в
59 городах и поселках4', представлявшие 15 российских губерний. На съезде
присутствовали также представители с Украины. В 1918 году была провозглашена
Всероссийская федерация анархистов-коммунистов, просуществовавшая, впрочем,
недолго, как и все другие объединенные группы, вскоре разгромленные
советской властью.
Одной из первых организаций анархо-синдикализма был "Союз
анархо-синдикалистской пропаганды", образованный в июне 1917 года в
Петрограде. В 1918 году организации анархо-синдикалистов существовали в 20
городах и поселках страны." Августовская конференция 1918 года избрала
секретариат Всероссийской конфедерации анархистов-синдикалистов, хотя сама
массовая объединенная организация реально была образована лишь в октябре
1920 года.
Наряду с федерациями, секциями и ассоциациями создавались федерации
анархистских групп, куда входили анархисты различных течений
(анархо-коммунисты, синдикалисты и индивидуалисты).
Сеть анархистских организаций после 1917 года была настолько
неупорядоченной, что невозможно установить точно их численность. Накануне
Февральской революции 1917 года организации анархистов имелись в шести
городах (Москва, Петроград, Тула, Орел, Белица и Кинешма)." Накануне
Октябрьской революции федерации и группы анархистов: действовали уже в 28
городах. В 1913,году анархистские организации всех видов - как общие, так и
отдельных течений - существовали в 130 городах и поселках." Секретарь
Петроградской федерации анархо-коммунистов И.Блейхман приводит данные, в
соответствии, с которыми эта федерация насчитывала до 18 тысяч человек. Анархисты-синдикалисты
же никогда не сообщали о количестве членов своих организаций.
В 1918 году анархисты издавали 55 газет и журналов, некоторые из которых
выходили большими тиражами. Московская "Анархия" имела тираж 20
тысяч экземпляров, орган анархо-синдикалистов "Вольный голос
труда" - 15 тысяч экземпляров, газета анархо- коммунистов
"Свободная коммуна" - 10 тысяч экземпляров."
Октябрь 1917 года анархисты встретили по-разному. Среди последователей
одного и того же течения оказались люди различных мировоззрений: те, кто
боролся против большевиков, и те, кто им помогал. Из среды
анархо-коммунистов вышел не только Нестор Махно, но и легендарный Нестор
Каландаришвили, герой гражданской войны, вступивший в большевистскую партию
в 1920 году. Анархо-коммунистом был участник взятия Зимнего дворца
кронштадтский матрос Анатолий Железняков, также пришедший к большевикам, -
а старший брат его, тоже анархо-коммунист, ушел к антибольшевистским
партизанам и погиб в бою с отрядом Красной армии. Анархо-синдикалисты
В.Волин (Эйхенбаум), Гроссман (Рощин), Лев Турчанинов имели отношение к
идейному воздействию на махновщину, в том числе в рядах резко
антибольшевистской конфедерации "Набат", - а один из бывших
лидеров анархо-синдикалистов Дм. Фурманов превратился в политработника
Красной армии, затем став писателем. В 1919 году Фанни Барон и группа
П.Соболева организовали в Леонтьевском переулке в Москве взрыв комитета
партии большевиков, и в том же 1919 году член ВЦИКа анархист Александр Ге,
возглавивший Кисловодскую ЧК, был' зверски замучен деникинскими
контрразведчиками... По данным партийной переписи 1922 года, в рядах партии
большевиков насчитывалось 633 бывших анархиста различных течений.
Большая часть идейных анархистов власть большевиков в конечном итоге не
приняла и принять не могла. Чем все это закончилось - хорошо известно. Организации
махновцев в 1920 году окончательно были поставлены вне закона, их
активистов расстреливали без суда и следствия (о махновщине - следующая
глава нашего исследования); члены Всероссийского штаба революционных
партизан-анархистов подполья были расстреляны практически все. Большая
часть антисоветски настроенных анархистов погибла в годы гражданской войны,
сражаясь на всех фронтах - и против большевиков, и против белых, и против
петлюровцев; значительная часть анархистов эмигрировала (в том числе
Эйхенбаум, Лазаревич, А.Л. Гордин) в 1921-1924 годах или просто бежала,
будучи вне закона. Часть "смирных", "официальных"
анархистов в первую очередь - интеллектуалы теоретики продолжала
существовать еще несколько лет под пристальным взором ГПУ. Абсолютное же
большинство ренегатов движения, в свое время вступивших в ВКП (б), было
репрессировано в 1937-1938 годах. Некоторые из них на протяжении 20-х годов
успели даже достичь определенного общественного положения в советской
системе"
В 20-30 годы продолжали свою легальную деятельность Федерация
анархо-коммунистов, конфедерация анархо-синдикалистов, секция
анархистов-универсалистов, креаторий биокосмистов (по. данным БСЭ, т.1, М.,
1969, стр.574).
После смерти П.А. Кропоткина в 1921 году был создан Всероссийский комитет
по увековечению его памяти, в состав которого входила автономная
анархистская секция. Это была совершенно безобидная организация, никак не
тревожившая власти; однако в дальнейшем от нее предпочли избавиться - так
же, как избавились от Общества бывших политкаторжан, издававшего
интереснейший журнал "Каторга и ссылка". В середине 1920-х годов
группы приверженцев анархизма представляли собой небольшие кружки
теоретиков, не нашедших в свое время сил уехать за границу из-под
неусыпного надзора властей. Тем не менее, музей Кропоткина, открывшийся в
1923 году в Москве, в доме, где родился великий теоретик анархизма, на
некоторое время стал центром анархистской пропаганды. По данным,
приведенным Серафимом Каневым в выше цитировавшейся книге "Октябрьская
революция и крах анархизма" (стр.387), здесь до февраля 1924 года
читали лекции и делали доклады (всего 31). Оценивая эту работу, анархист
эмигрант А. Горелик писал, что там "сохраняется анархистская
мысль" (там же). 1 июля 1926 года анархисты устроили в зале
Политехнического музея в Москве вечер, посвященный 50-летию со дня смерти
М.А. Бакунина. Выступали последние остававшиеся в России на свободе
известные анархисты - Алексей Боровой, А.Солонович, И.харихардин, а также
М.Сажин (Арман Росс), 80-летний старый революционер, друг и соратник
Бакунина, член Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев. Агенты
ГПУ, явившиеся на вечер, освистывали выступавших, имитируя гнев народных
масс, просочившихся в зал; "публика стала терять запасы терпения, и
старой Кропоткиной не пришлось закончить свою речь.. ",- сообщал
корреспондент "Вечерней Москвы" 2 июля 1926 года. Другого
наименования Софье Григорьевне Рабинович, старейшей революционерке, кроме
как "старая Кропоткина", журналист придумать не мог...
Власти организовывали и "покаяния" бывалых анархистов. В 1923 году
в "Известиях ЦИК СССР" было опубликовано заявление группы
анархистов, каявшихся в каких то "злоупотреблениях революционной
фразой". Под заявлением стояли подписи десяти человек; среди них были
анархисты со. стажем с 1900-1904 гг. и такие видные деятели анархистского
движения, как И.М.Гейцман.
Тем не менее в 1925-1926 гг. анархо-синдикалистам удалось все же
опубликовать две брошюры об истоках анархической мысли" на примере
философских школ древнего мира.
В 1924 году эмигрировал в США А.Л.Гордин. С его отъездом практически
исчезла организация анархистов-универсалистов. Его брат В.Л. Гордин,
оказавшийся уезжать, был спроважен в 1925 году в психиатрическую клинику. В
1926 году умер А. А Карелин, и одновременно с его смертью прекратили
деятельность Всероссийская федерация анархистов и Всероссийская федерация
анархистов-коммунистов. Легальные анархисты прекращали свою деятельность
официально, в то время как лица, осмеливавшиеся открыто критиковать
советскую власть, отправлялись по этапу на Соловки - вместе с последними
эсерами и меньшевиками. Властям надоело церемониться с бывшими борцами с
царизмом; тем более, что в стране назревала волна борьбы со вполне реальной
опасностью для партаппарата - с многочисленными кругами молодых и весьма
активных троцкистов.
Дольше других анархистских групп продержалась секция при Всероссийском
комитете по увековечению памяти Кропоткина. А. Боровой в 1934 году,
пребывая на свободе, растерянно писал о том, что друзья его "как то
незаметно покинули". Престарелый теоретик никак не мог понять, что
этих друзей и на свободе то почти не осталось...
Музей Кропоткина еще несколько лет существовал на добровольные
пожертвования и за счет продажи входных билетов. В октябре 1935 года
руководители музея, встретившись с завмузейным отделом Наркомпроса РСФСР,
который возглавлял тогда Ф.Я. Кони, в целях сохранения экспозиции были
вынуждены просить о передаче музея на финансирование за счет госбюджета.
Немногочисленные посетители музея, среди которых было достаточное
количество переодетых агентов правоохранительных органов, оставляли в книге
отзывов заявления, из коих становилось видно, что комсомольская работа по
воспитанию подрастающего поколения в советской России ведется на достойном
уровне. "Музей не дает критики анархизьма, как мелкобуржуазного
утопического социализьма" - один из самых типичных отзывов.
В конечном итоге музей П.А. Кропоткина был передан вдовой покойного в дар
советскому правительству. 2 октября 1938 года в управление музеем вступил
директор, назначенный музейно- краеведческим отделом Наркомпроса.
Трое-четверо глубоких стариков - ветеранов анархистского движения - мирно
доживали свой век, неинтересные никому в своей родной стране, которой они
отдали всю жизнь; большая часть анархистов, не успевших выехать за пределы
республики, гнила в лагерях. До реабилитации 50-х - 60-х годов почти никто
из них не дожил. Да и те, что вышли из заключения, в основной своей массе
реабилитации не подлежали...
|