Ж.-К.
Прессак. Крематории Аушвица. Техника массовых убийств. Перевод на русский И. Островский |
|||
I Предистория кремации в концентрационных лагерях |
|||
«Чрезвычайные
распоряжения о защите народа и государства», подписанные райхспрезидентом
Гинденбургом (Hindenburg) 28 февраля 1933 г. после поджога райхстага, привели к тому, что
многочисленные политические противники режима, по большей части коммунисты,
были «интернированы» и заключены в тюрьмы или концентрационные лагеря. Первый из таких лагерей, именовавшихся новыми
властями лагерями трудового перевоспитания, возник по инициативе СС
в Баварии в марте 1933 г. в Дахау близ Мюнхена. (Документ
1). Его официальным девизом
было «Arbeit macht frei“ (Труд делает свободным).
Многочисленные мелкие самочинно организованные лагеря, устроенные
СА и привлекавшие к себе много внимания, были закрыты начиная с мая
1934 г. После «путча Рёма»
30 июня 1934 г. роль СА стала незначительной, и с этого момента руководство
сектором «перевоспитания» оказалось в
руках СС. Второй лагерь СС
возник в июле 1936 г. в Заксенхаузене, в северной части Берлина, и
там тоже над воротами стояло «Arbeit macht frei“. Годом
позже третьим заведением этого сорта стал Бухенвальд близ Веймара,
но там однако надпись над С самого начала концентрационные
лагеря были синонимом террора. «Достойные сожаления» эксцессы, которые
то и дело допускали СА, получили огласку. Демократические страны заклеймили
эти акты насилия.1 Но
с таким же успехом можно было попробовать подливать масла в огонь. В ответ эсэсовцы-охранники – зачастую [3] Но при всех попытках приукрашивания
выяснилось всё же, что смертность в лагерях была выше, чем в обычных
тюрьмах. Случаи смерти регистрировались
в управлении той общины, на территории которой лагерь располагался,
и тела умерших кремировались в крематории ближайшего города. В той
мере, в какой росло число лагерей, росли и показатели смертности.
Поскольку в цели СС не входило привлечение общественного внимания
к этим фактам, да и мощности местных крематориев были ограниченными,
в 1937 г. стали взвешиваться возможности кремации трупов in situ (т.е., в самих лагерях). В тридцатых годах стандартная
кремационная печь состояла из одной камеры, называемой также муффель,
в которой помещался гроб, генератора,
который обеспечивал необходимую температуру, сжигая кокс, нефть или
газ, и рекуператора, обеспечивавшего снижение расхода горючего материала. Рекуператор состоял из двух взаимодействующих
друг с другом контуров. Один контур обеспечивал отвод продуктов сгорания
в дымоход и нагревание всей установки. Другой обеспечивал муффель
холодным свежим воздухом, который в рекуператоре постепенно нагревался.
Такая конструкция позволяла в ходе экзотермической реакции кремирования
отключать горелку и продолжать кремацию без дальнейшего расходования
топлива. В октябре 1928 г. два инженера из Гамбурга, Ханс Фолькманн
(Hans Volckmann) и Карл Людвиг (Karl Ludwig), подали патентную заявку2 (Документ
2) на кремационную печь
без рекуператора. Вместо этого в новой модели во время [4] В мае 1937 г. имперское управление
НСДАП в Мюнхене искало подрядчика для строительства кремационной печи
в концлагере Дахау. Одно местное предприятие, фирма Вальтера Мюллера
(Walter Mueller) из Аллаха, имевшая уже тесные связи с СС – она
оборудовала паровым отоплением учебный лагерь СС в Дахау и казармы
СС в Мюнхене, а также провела некоторые работы в школе фюреров СС
в Бад-Тёльце – представила в июне своё предложение построить одномуффельную
печь с установкой сжатого воздуха
за 9250 райхсмарок (Документ 4). Общая масса установки была
внушительной, она занимала два этажа и должна была отапливаться коксом.
Расход топлива зависел от того, будет ли процесс непрерывным или же
сожжения будут происходить от случая к случаю. При холодной печи необходимый
расход на первую кремацию составил бы 175 кг кокса; если печь уже
была в эксплуатации в предыдущий день, то хватало уже 100 кг. Конструктор
указал – и этим обозначил возможность длительной непрерывной
работы печи – что для второй
и третьей кремации, следующих непосредственно друг за другом, дополнительного
расхода топлива уже не требуется и что дальнейшие кремации протекают
практически без расхода горючего, единственно [5] Намерение перевоспитывать
заключённых посредством труда было само по себе, может быть, и похвальным,
однако его практическая реализация оказалась далеко не похвальной. Истощать силы арестантов, заставляя их день
за днём перетаскивать всё ту же кучу камней с одного конца лагеря
в другой, было непродуктивно и в перспективе убийственно. Использовать
же труд заключённых в овощеводстве или в мастерских, напротив, казалось
интересной и прежде всего прибыльной альтернативой. Опробованная в
Дахау, эта новая форма рабского труда была использована для производства
стройматериалов, необходимых для реализации строительных планов Гитлера
– реконструкции городов, строительства автобанов и военных сооружений.
Целью этих проектов было придание надлежащего блеска «пробудившейся
Германии» и устранение массовой безработицы. Чем больше камня и кирпича
поставляли для этих планов предприятия и лагеря СС, тем больше денег
было на счету СС и тем сильнее позиции СС в государстве. Реализация экономического потенциала СС была
поручена Гиммлером Освальду
Полю (Oswald Pohl) из Киля6, бывшего
во время революции членом контрреволюционного добровольческого отряда
под командованием Лёвенфельда.
С февраля 1934 г. Поль, произведённый в штандартенфюреры, осуществлял
руководство всею хозяйственной деятельностью СС, исключение составляли
только концлагеря, образовывавшие на тот момент ещё самостоятельную
структуру. Ввиду постоянного расширения использования рабочей силы
заключённых концлагерей в гражданских фирмах, в апреле 1939 г. Поль
был поставлен во главе одновременно двух главных управлений СС: хозяйственно-строительного
(SS-Hauptamt Haushalt und Bauten), ведавшего Ваффен-СС и лагерями, и управленческо-экономического
(SS-Hauptamt Verwaltung und Wirtschaft), которому подчинялись все предприятия СС. Отдел «Строительство» хозяйственно-строительного управления, руководимый лично
Полем, отвечал за [7] Из числа немецких фирм, занятых
в этой сфере, две сумели заинтересовать
хозяйственно-строительное управление СС: фирма «Топф и сыновья» из
Эрфурта и фирма Хайнриха Кори (Heinrich Kori) из Берлина.
Кремация трупов была для фирмы Топфа лишь незначительным приработком.
Специализировалась она, собственно, на промышленном горении и на счёт
отдела «Строительство крематориев»
приходилось в среднем около трёх процентов её оборота7.
Фирма Кори специализировалась в основном на устранении мусора
и сгораемых отходов. Теперь уже не представляется возможным установить,
почему именно эти две фирмы оказались избранными – в результате ли
их хороших связей с СС или вследствие сравнения конкурсных предложений? Подряд в Дахау был отдан
фирме Топфа, по каким причинам неизвестно. Инженер Прюфер был достаточно
умён, чтобы понять, что в концентрационном лагере от него не ожидают
нормального крематория с мраморными украшениями в греческом стиле
– как это предусматривалось в эскизе фирмы Мюллера. Речь, конечно,
шла о простой и высокопроизводительной модели, недорогой и позволяющей
лёгкую разборку в связи с ожидаемым частым ремонтом. Поэтому Прюфер
набросал проект мобильной, отапливаемой мазутом печи, без термоизоляции,
заключённой в металлические плиты, с двумя кремационными муффелями,
подачей воздуха под давлением
и принудительной вытяжкой. Эта модель, которая обошлась СС в 8750
райхсмарок8, была
установлена в Дахау в конце 1939 г. Её производительность оценивалась
в два трупа в час9. Затем настала очередь Бухенвальда,
который ещё в июне 1938 г., когда в нём находилось почти 8 тысяч заключённых,
потребовал строительства собственного крематория10. Лагерь,
лежавший между Веймаром и Эрфуртом (где находилась фирма Топфа), стал
объектом личного попечения Прюфера и местом испытания двух его следующих
моделей. [8] В конце 1939 г. Прюфер предложил строительному управлению Бухенвальда проект
стационарной кирпичной печи, с двумя муффелями и подачей сжатого воздуха,
отапливаемой мазутом или коксом, - ценою в 7753 райхсмарки. Установка
усиления тяги в дымовой трубе стоила дополнительно 1250 марок, всего
таким образом печь стоила 9003 райхсмарки11. Заказчик решил в пользу жидкого топлива и в
таком виде печь была в январе 1940 г., с санкции хозяйственно-строительного
управления СС, построена. Цена этой печи была ниже, чем печи в Дахау,
хотя вся установка была значительно больше размерами. Модель для Дахау
была смонтирована прямо на фабрике и в таком виде уже установлена
в лагере, в то время как модель для Бухенвальда строилась специалистом
фирмы Топфа на месте, причём в работе этому специалисту помогали троё
заключённых, труд которых не стоил фирме ничего. Прюфер сумел быстро оценить
те возможности, которые открывались в связи со строительством крематориев
в концлагерях, и решил эти возможности использовать. (Ему полагались
2% от прибыли.12) Кроме того он своевременно понял роль
концлагерей как резервуара рабочей силы и увидел возможность бесплатного
получения как вспомогательных рабочих, так и части требуемых стройматериалов,
таких как цемент, известь, песок, кирпич. Всё это позволило ему последовательно
снижать цены на его печи. К началу 1940 г. Прюфер контролировал уже
рынок кремационных установок в Дахау и Бухенвальде. [9] К стр. 6 Пояснения к схеме: Schnitt A-B: Разрез А-Б Muffel: Муффель Rekuperator: Рекуператор Sarg: Гроб Asche: Пепел Rauch: Дым Rauchkanal: Дымовой канал zum Kamin: К дымовой трубе Ac: Warme Luft: Тёплый воздух Koks: Кокс Generator: Генератор Подпись под рисунком: Продольный разрез модели кремационной печи на угольном топливе с рекуператором, характерной для периода 1930-35 гг. (см., например, крематорий г. Цюриха в Швейцарии). Смотрите в Приложении
(Добавление I) полный план этой модели, сложность конструкции которой
наглядно демонстрирует те экономические преимущества, которые имела
более простая модель, запатентованная инженерами Гансом Фолькманном
и Карлом Людвигом
К
стр. 9: Подпись под рисунком: Стационарная двухмуффельная печь Топфа на жидком топливе, установленная в Бухенвальде. Расшифровка обозначений на схеме (справа от рисунка): M: Мотор Dlg: Нагнетатель сжатого воздуха L: Трупы m: Муффель o: Горелка жидкого топлива Rk: Дымовой канал Zv: Усилитель тяги K: Дымовая труба |